Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».
Нарушение зрения у детей
Автор: Рикунова Лариса Петровна   
24.12.2017 02:35

Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина» (ГБОУ Школа 1034) Здание по адресу г. Москва, ул. Братеевская, д.10, к.2.

Составила: Учитель – дефектолог Рикунова Л.П

Умственные и речевые предпосылки успешного овладения счетными операциями и математическими представлениями для детей с нарушением зрения.

Формирование математических понятий во многом зависит от того, на какой ступени чувственного познания находится ребёнок. Чем более точными и разнообразными являются представления детей о временных, пространственных и количественных отношениях реальных предметов, тем легче у них будет осуществляться переход от представлений к математическим понятиям.

 

Успешное овладение математическими понятиями во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, от умения выделять свойства предметов, сопоставлять и систематизировать их на основе выделенных свойств (Н. А. Метлина, Г.Б. Поляк).

Особенно это важно для детей с нарушением зрения, у которых возникают известные трудности в процессе познания.

Важнейшими предпосылками изучения математики в начальной школе является сформированность элементарных представлений о цвете, величине, форме, об основных пространственных, временных и количественных отношениях величин, умение сопоставлять, находить сходство и различие на основе этих признаков и отношений. Опираясь на представления о величине, цвете, форме и количестве, дети должны уметь систематизировать, сравнивать и упорядочивать предметы.

Овладение числом и счётом во многом зависит от уровня усвоения детьми пространственных отношений: умения различать направления вверх, вниз, направо, налево, определять расположение предметов по отношению друг к другу, оценивать величину предметов, умения различать форму.

Зрительное восприятие и ориентировка в пространстве обеспечивает усвоение графических изображений букв и цифр, овладение буквенной и цифровой символикой в процессе письма.

С ориентировкой в пространстве тесно связаны понятия измерения (большой – маленький, высокий – низкий, равный – неравный и др.) Это обеспечивает точные движения, ориентировку на листе тетради, на странице в книге, пользование геометрическими приборами. Важность этой функции намечается также в решении арифметических задач. При решении задач на этапе начального обучения используются различные графические схемы, таблицы. Нарушения развития пространственного восприятия несомненно затрудняют выполнение математических заданий.

Формирование математических понятий, умений и навыков, а также решение задач происходит на основе предметно – практических действий. На уроках математики применяются схемы, фигуры, рисунки, которые составляются самим ребёнком. Это требует высокого развития мелкой моторики рук. Затруднения, связанные с практическими действиями, отвлекают ребёнка от основной цели деятельности и снижают мотивацию к обучению.

Экспериментально доказано, что нарушения четкости движений рук, точности восприятия, а также низкий уровень зрительно – двигательной координации оказывает существенное отрицательное влияние на процесс овладения математикой.

В качестве важнейшего фактора успешного овладения математическими понятиями является достаточный уровень сформированности логических операций, таких как операция классификации, сериации. Умение классифицировать узнавание и запоминание облегчает работу памяти и активизирует мышление.

В процессе классификации выделяется какой- то общий признак в ряду предметов, и на основании этого признака предметы объединяются в класс или группу.

В 5-6 лет ребёнок уже классифицирует предметы по форме, цвету, величине и др. свойствам предметов.

Процесс сериации – это установление последовательных взаимосвязей. Сериация основывается на выявлении и упорядочении различий (длинный – длиннее – самый длинный). При этом усваивается относительность признака того или иного предмета, находящегося между предыдущим и последующим элементами ряда.

Первоначально ребёнок усваивает взаимоотношения между двумя объектами, обращает внимание лишь на крайние элементы ряда (самый длинный – самый короткий). Постепенно он начинает усваивать отношения между тремя объектами (большой – средний – маленький). К 5 годам ребёнок уже может самостоятельно составить последовательный ряд из 7-10 элементов. И лишь позднее процесс сериации становится возможным на языковом уровне. Так, например, ребёнок этого возраста может уже правильно ответить на вопросы следующей задачи: «Петя выше Коли, а Коля выше Андрея. Кто самый высокий? Кто самый низкий?».

Двойственность отношений двух чисел (6 больше 5, 5 меньше 6) формируется лишь на основе овладения сериацией на материале ряда предметов и становится доступной ребёнку гораздо позднее.

Одной из важнейших предпосылок успешного овладения математическими знаниями является сформированность понятия о сохранении, представления о постоянстве признака количества независимо от изменяющихся условий восприятия. Так 3-х летний ребёнок считает, что пальцев больше, когда они растопырены, и меньше, когда они соединены. Или воспринимает одно и то же количество больших и маленьких предметов как различное (больших предметов больше, а маленьких – меньше).

Постепенно у ребёнка перестраивается восприятие количества. Оно начинает основываться уже на выделении количества как признака данной группы, независимо от других свойств. Так, в восприятии ребёнком 4 карандаша остаются четырьмя карандашами независимо от того, лежат они кучкой или находятся на расстоянии друг от друга.

Усвоение сохранения количества является необходимым условием формирования понятия числа.

Операции классификации, сериации, представления о сохранении количества помогают ребёнку перейти от наглядно – действенного и наглядно – образного мышления к понятийному, абстрактному мышлению.

В познавательной деятельности ведущая роль принадлежит речи. Математические действия –это специфическая познавательная деятельность. Выполняя практические действия, школьник должен ориентироваться не только в его предметном содержании, но и в словесном выражении этого содержания. По мере развития мышления расширяется и уточняется речь ребёнка. Для успешного усвоения счетных операций, необходимо овладеть определённым речевым уровнем, набором слов и терминов, прежде чем овладеть счётом.

Таким образом, овладение счётом и счётными операциями представляет собой сложный психологический процесс. Необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психологических функций и процессов. Следует отметить, что одна из важнейших предпосылок овладения счетными операциями – речь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год