Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Здоровье
Автор: Сверчинская Анастасия Игоревна   
25.01.2017 02:55

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУОрганизация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Сверчинская Анастасия Игоревна воспитатель МБДОУ№66 город Калуга

Аннотация: в статье изложены особенности развития детей, состояние здоровья, которых препятствует полноценному освоению образовательных программ. Где важной задачей для педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять их. Когда ребенок с ОВЗ поступая в дошкольное образовательное учреждение, поступают обследованием занимаются специалисты.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательные программы, социализация инклюзивное воспитание, индивидуальный стиль.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. В.А. Сухомлинский

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это особенные дети, состояние здоровья которых препятствует полноценному освоению образовательных программ в не специально созданных условиях обучения и воспитания.

Дети с разными нарушениями развития:

  • нарушениями слуха
  • зрения
  • речи
  • опорно-двигательного аппарата
  • интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы

Получение особенным детям с (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного и благополучного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим образование рассматривается как одна из важнейших и нужных задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Важной задачей для педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы детском саду и среди сверстников в обычной группе.

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты:

  • педагог-психолог
  • учитель-логопед
  • учитель-дефектолог
  • воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития.

Дальше под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Для получения результата взаимосвязь всех специалистов ДОУ должна быть совместной, целенаправленной.

  • педагога-психолога,
  • учителя-логопеда,
  • воспитателя,
  • музыкального руководителя,
  • инструктора по физической культуре

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровье сберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Список литературы

СТАТЬИ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

  1. Архипова, А. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ / А. А. Архипова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – № 2. – С. 4–12.
  2. Архипова, Е. Ф. Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в программе "От рождения до школы" / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 56–61.
  3. Архипова, Е. Ф. Методические рекомендации к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 44–49.
  4. Бесова, И. Ю. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы / И. Ю. Бесова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016. – № 2. – С. 19–36..
  5. Биденко, Э. А. Деловая игра "Путь к инклюзивному образованию" как форма методического сопровождения педагогов ДОО и начальной школы / Э. А. Биденко // Современный детский сад. – 2016. – № 1. – С. 24–26.
  6. Билле, А. В. Критерии готовности общеобразовательных организаций к внедрению ФГОС образования детей с ОВЗ / А. В. Билле, А. Н. Белова // Методист. – 2016. – № 1. – С. 5–9. Книги
  7. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – Москва: Мозаика- Синтез, 2011. – 144 с. – (Б-ка программы "От рождения до школы").
  8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ: методическое пособие / авт. М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова [и др. ]. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 167 с.
  9. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / Н. Я. Семаго; под науч. ред. М. М. Семаго. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. – (Б-ка журнала "Управление ДОУ").
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год