Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Здоровье
Автор: Козлова Ирина Евгеньевна   
29.02.2016 12:08

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Козлова Ирина Евгеньевна МБДОУ "Детский сад №76" Воспитатель Нижегородская область, г. Нижний Новгород

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"
В. Сухомлинский

ТЕМА: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего до-школьного возраста.

 

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педа-гогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой и др.

Формирование основ здорового образа жизни у детей — важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. А именно: не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе.

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило нас к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей группе детского сада и состояла из трех этапов:

  • Информационно — поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы;
  • Практический этап – создание предметно-развивающей среды, создание и апробация системы здоровьесбережения;
  • Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.

Цель: – Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

  1. Воспитать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни.
  2. Воспитать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навы-ков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
  3. Обогатить представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
  4. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

I Этап: В дошкольном возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.

В начале нашей работы мы проанализировали карты здоровья детей, и сделали следующие выводы: в нашей группе отсутствуют дети с первой группой здоровья, и 100% детей со второй гр. здоровья. Дети имели отклонения в физическом развитии: заболевания нервной системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата. Картина довольна печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.

Далее мы провели педагогическую диагностику в рамках образовательной программы МБДОУ по образовательным областям «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» эти области направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Использовались диагностические задания: «Разговор по телефону», «Полезная покупка», «Необычное угощение», «Найди витамины». Также нами проводились наблюдение за детьми в режимных моментах и в свободной деятельности.

Наблюдения были направлены: а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включали наблюдения за мытьем рук, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

Диагностика показала следующие результаты. Большинство детей затруднялись объяснить смысловое значение понятие "здоровье", значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имели единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имели представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. У детей были сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды. Дети не проявляли инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, не присваивали переданный взрослыми опыт и не переносили его в самостоятельную деятельность.

Для исследования социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье, мы использовали анкетирование родителей.

По ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко пони-мают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в МБДОУ здоровый образ жизни в комплексе.

II Этап: На основании вышесказанного мы разработали и включили в образовательный процесс систему работы с детьми. В системе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД, которые соответствовали программе и возрасту детей.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими уп-ражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья в «Уголках здоровья» был накоплен богатый материал: дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала хорошему настроению детей.

Организовывали вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением: «Создаем азбуку здоровья», искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумали рецепт «Салата здоровья» который дети совместно с родителями готовили в домашних условиях, рисовали плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», «Безопасность на дорогах». Создали «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов.

Обсуждали вместе с детьми и организовывали выставки детских или совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).

Инновацией в нашей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «Полезные и вредные привычки», «Заботимся о своем здоровье» и т.д.

Также в целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни мы использовали парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а на другой – нет. Мы побуждали детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто — не нравится и почему.

Знакомили детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Активизировали творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здо-ровья.

Организовывали встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра).

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошко-льников осуществлялись во время прогулок. На групповом участке созданы все условия для двигательной деятельности детей. Каждая прогулка имела определенное содержание. Так, для прогулки мы использовали народные по-движные игры, эстафеты, соревнования.

Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: слушание классической музыки, звуки природы. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смехотеропии.

В нашем детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления: прием отвара шиповника (ноябрь, март), аскорбиновой кислоты.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Поэтому мы четко соблюдали режимные моменты, следили за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировали нагрузку, избегали однообразия и монотонности детской деятельности.

Особое внимание в системе ЗОЖ мы уделяли проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

В МБДОУ организован кружок по профилактике плоскостопия и укреплению осанки. В группах мы использовали нетрадиционные методики оздоровления детей: использование ходьбы по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений, самомассаж стоп. Профилактика сколиоза: использование упражнения «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовали пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо — и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использовали в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ре-бенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и учета группы здоровья детей.

С целью теоретической и практической подготовки родителей к понима-нию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашем учреждении по-добную работу мы проводили в форме организации «семейного клуба», в заседании которого включались элементы тренинга.

Вместе с инструктором по физической культуре мы проводили праздни-ки «Здоровья», «Веселые старты», в которых участвовали дети и их родители. Устраивали конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи».

В родительском уголке размещали консультации, «Как заботиться о своем здоровье», «Витаминная семейка» и т.д., рекомендации.

III Этап: В конце нашей работы мы провели повторную диагностику которая показала, что большинство детей имели четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его; у детей сформировались понятия о вредных привычках; появился настрой на здоровый образ жизни и т.д.

На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в нашей работе позволила закреплять полученные детьми в МБДОУ знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаем необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров!».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год