Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для воспитателей на тему: «Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста по лексической теме «Птицы»
Занятия с детьми
Автор: Щербатенко Людмила   
15.09.2013 15:07

Консультация для воспитателей на тему: «Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста по лексической теме «Птицы»Гармоничное развитие детей дошкольного возраста в условиях дошкольного  образовательного учреждения невоз­можно без физической культуры. Физическая культура является неотъемлемой частью всестороннего развития дошкольников.
Неоценима роль подвижных игр и уп­ражнений и для развития мелкой моторики, координации движе­ний, внимания, памяти, восприятия, формирования представле­ний об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.


Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
Игра - это очень важный метод экологического воспитания. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
Основу классификации детских игр заложил П.Ф.Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение игры, и издал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологические отличие игр с правилами от имитационных. Игру с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий
Подвижные игры, помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно проиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями, заряд бодрости и здоровья.
Игра - путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций на занятиях помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру в системе дополнительного образования.
В экологическом воспитании используются подвижные игры. В работе по ознакомлению и закреплению знаний о птицах мною подобраны подвижные игры (Приложение №1).
Приложение №1
Подвижные игры для младшего дошкольного возраста
Подвижная игра  «Птички в гнездышках»
На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог нахо­дится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылета­ют из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»
птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присажи­ваются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коле­ням, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:
Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.
Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета). 2. При повторе­нии игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо до­зировать двигательную активность (бег) и отдых детей.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.
Маленькие птички,                          Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Скок-скок, скок-скок!                     Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.
Маленькие птички,                         Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!                   Хлопают в ладоши.
Маленькие птички,                         Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Топ-топ, топ-топ!                           Топают ногами, руки на пояс.
Маленькие птички,                        Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Разлетайтесь кто куда!                  Разбегаются врассыпную.
Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.
Игра малой подвижности «Гуленьки»
Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение Текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:
Ой, люли, люли, люленьки!
Прилетели к нам гуленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки.
Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произ­носит:
Они стали ворковать,
Ване спать не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте,
Дайте Ванечке поспать.
Дети останавливаются, педагог произносит:
Первая гуля говорит:
«Надо кашкой накормить».
Дети имитируют еду ложкой.
А вторая говорит:
«Ване спать надо велеть».
Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.
А третья гуля говорит:
«Погулять надо сходить».
Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.
Подвижная игра «Воробышки и кот»
Инвентарь: маска кошки.
На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3,5—4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4—5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:
Вылетайте из гнездышек,
воробышки!
Поклюйте зернышек,
воробышки!
Быстро летайте,
Крыльями махайте!
Раз-два, раз-два,
Крыльями махайте!
Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — воро­бышки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка от­водит к себе в дом.
Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторе­ний игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противопо­ложную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»
Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором рас­стоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, пока­зывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.
Воробей с березы                                           Прыгают на двух ногах, руки вниз.
На дорогу прыг!
Больше нет мороза —                                                 Хлопают в ладоши.
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке                                 Выполняют наклоны влево-вправо,
Быстрый ручеек,                                           руки на пояс.
И не зябнут лапки —                                   Прыгают на двух ногах, руки вниз.
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки —                                                            Хлопают в ладоши.
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки —                                    Выполняют «пружинку», руки на
Чик-чирик!                                                        пояс.
Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»
Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10—15 см).
Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит:
Скачет шустрый воробей
Все быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землею полетал,
На березе посидел.
Кыш!.. Куда-то улетел!
Вас прошу, мои друзья,
Вы найдите воробья!
После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.
Подвижные игры для старшего дошкольного возраста
Игра «Птицы в клетке»
Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» — это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу й выходят из клетки. Игра повторяется 2—3 раза.
Подвижная игра «Ласточки»
Ласточки летели,                              Дети бегут по кругу, машут руками.
Все люди глядели.                
Ласточки садились,                   Приседают, руки опускают за спиной.
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели.                      Бегут по кругу, взмахивают руками.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
Подвижная игра «Голуби и кот».
Считалочкой выбираем водящего.
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!
На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По вто­рому сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».
Подвижная игра «Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий, ко­торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу кото­рой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет —
В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угады­вает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
Подвижная игра «Птицелов»
Играющие делятся на 3—4 группы по 4—6 человек в каждой. Каж­дая группа детей выбирает для себя какую-либо перелетную птицу, крику которой они хотели бы подражать. (Например, первая группа — «гуси», характерный крик — «га-га-га», вторая группа — «утки», ха­рактерный крик — «кря-кря», третья группа — «кукушки», характер­ный крик — «ку-ку», четвертая группа — «журавли», характерный крик — «курлы-курлы».) Все дети встают в круг, в центре которого — водящий-«птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» произвольно ходят, кружатся по площадке вокруг «птицелова» и произносят:
Птицы крылья расправляют,
К югу птицы улетают,
Птицы весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Птицы, улетайте!
«Птицелов» хлопает в ладоши, играющие-птицы замирают на месте (прятаться за какими-либо предметами нельзя), а «птицелов» начинает их искать. Тот игрок, которого найдет водящий, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» старается угадать название птицы и имя пойманного им игрока. Пойманный игрок становится водящим-«птицеловом». Игра повторяется 2—3 раза.
Подвижная игра «Скворцы и кошка»
Выбираются 3—4 ребенка — «скворца», один ребенок — «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3—4 человека берутся за руки, образуют круги — «скворечники». В каждом размещаются по 1—2 «скворца». «Кошка» находится в сто­роне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассып­ную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3—4 раза.
Филин и пташки
Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Под­ражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.        
На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Указания к проведению. Перед началом игры дети вы­бирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.). Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высо­ких предметах (на пнях, скамейках и т.д.). Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.
Вариант.  Дети делятся на 3—4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?»; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы долж­ны жить. Птицы летают по площадке, на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год