Гендерное воспитание: за и против |
Воспитание | |||
Автор: Ларионова Ирина Александровна | |||
06.01.2011 08:26 | |||
Автор: Ларионова Ирина Воспитатель МДОУ Детский сад «Тополёк»
Миллиарды людей живут на планете. Несмотря на то, что они принадлежат к разным народам и расам, их можно разделить на две большие группы: мужчины и женщины. Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лёд. Такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении и чувствах. Они по-разному ведут себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимают окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что они не понимают друг друга. А непонимание – источник конфликта. Поэтому современная наука чётко разграничивает мужское и женское начала, связывая их с понятием пола и гендера. Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетикой (каким человек родился). Гендер называют социальным полом, то есть, с каких позиций (мужчины или женщины) воспитывают человека. Например, женщина может стать «мужчиной», если ведёт себя по мужски: курит, пьёт, сквернословит. В такие моменты её гендер мужской. Или, если мальчик красит губы, ногти, жеманится, то, не смотря на биологическое начало, его социальный пол – женский. Начиная с 1970 года, ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека: биология и среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией (генами) и определить пол человека? Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, обнять плачущего. Как же воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Может быть, применять раздельное обучение? В таких условиях дети воспитываются как абсолютно разные люди, имеющие противоположные сущности и предназначение. Это обучение практиковалось в нашей стране и ранее, но по многочисленным просьбам учителей и родителей было отменено. Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, то есть девочки в силу своего опережающего созревания становятся лидерами, а мальчики – ведомыми. Социальное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в детские сады с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина» - смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, то есть дифференцированный подход с учетом половых признаков. Записи биотоков мозга у мальчиков и девочек разные. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем индивидуальный подход в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: « Ты ж мужчина, мужчины не плачут». А при обучении различие мальчиков и девочек используется не всегда. Чем же они отличаются друг от друга? Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается вдвое. Они чувствительны к шуму, раздражаются, слыша резкие звуки, у детей этого пола больше развита чувствительность кожи. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Мальчики начинают позже ходить на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить на 4-6 месяцев. Они более подвижны и два раза чаще получают травмы. Трудновоспитуемые – обычно мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр. Дети по-разному отвечают на занятиях. Мальчик, если знает ответ, смотрит в сторону, а если не знает – перед собой. А девочка смотрит в лицо и как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения, что ответила правильно. Вопросы мальчики задают конкретно, и чаще – для получения информации. А девочки спрашивают, прежде всего, для установления контакта. Мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды, а девочки говорят и бегло читают. Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки. Мозг женщины готов к ответу на любую неприятность, может отреагировать на любое воздействие (срабатывает инстинкт выживания). А мозг мужчины – это двигатель прогресса. Открытия делают мужчины, женщины же эти открытия совершенствуют. Вот и выходит, мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших детей и воспитать в них настоящих мужчин и женщин, соответствующих своей сути и содержанию.
|