Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Воспитание мальчиков и девочек. (из опыта работы воспитателя детского сада)
Воспитание
Автор: Светлана Сачкова   
24.08.2014 08:06

Воспитание мальчиков и девочек. (из опыта работы воспитателя  детского сада)

Воспитание мальчиков и девочек. (из опыта работы воспитателя  детского сада)
Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важную характеристику, а необходимость учитывать в воспитании поло-ролевую социализацию мальчиков и девочек назрела уже давно.
В результате такого обезличенного подхода в семьях и детских садах воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к более частому проявлению у мужчин слабых женоподобных черт характера, а у женщин - сильных   мужских черт в характере и внешности.
Серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала 20 века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране на актуальность этой проблемы обратили внимание нейрофизиологи (Т.П. Хризман, В.Л. Еремеева,1978).
К сожалению, результаты научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере.
Анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, проблемы в речевом развитии, заикание, неврозы. (д. п. н. Т.А. Репина)
В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу.
По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы.
Физически-волевые показатели: у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук.
Речь, интеллектуальное развитие: девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная.
У мальчиков превалирует абстрактное, «вне-словесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять.
Познание: девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу.
Предпочитают порядок в вещах.
Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела.
Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.
Как мы видим первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения, и даже ранее.
Начало работы по организации общения мальчиков и девочек приходится на ранний возраст.  Первыми наставниками являются родители и, далее, в известной степени, воспитатели. Когда ребенок обращается с первыми вопросами о поле и телесных различиях между мальчиками и девочками к взрослым, относиться к этому, как к нездоровому сексуальному интересу не надо, для маленького ребенка этот вопрос также нужен, как и все другие.
Мы, используя в своей работе с детьми дидактические игры, беседы, рассматривание иллюстраций, игровые занятия стремимся объяснить, что мальчик растет таким же как папа, сильным и мужественным, а девочка – такой же как мама, доброй, внимательной.
В группе определенным образом организована предметная среда, т.е. представлены игрушки, атрибуты для игр, игровые уголки, в которых ребенок проявляет себя как представитель определенного пола. Например: строительный уголок, набор машин и инструментов для мальчиков, кукольный уголок для девочек.
В младшем дошкольном возрасте у детей активно развивается речь: усваиваются названия полов, особенности внешнего облика их представителей, подробности их поведения. Ребенок осознает свою половую принадлежность, и укрепляет представления, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На упорядочение этих знаний во многом и направлена работа воспитателя.
Такие дидактические игры, например «Модница», «Кто что носит?», «Подбери одежду для мальчика и девочки»; беседа «Чем ты любишь заниматься?» и другие, выявляющие интересы детей и формирующие эмоционально положительное отношение к половым различиям внешнего облика детей, помогают закрепить навыки детям.
С 4-х лет формируется активное отношение ребенка к окружающим людям, как представителям определенного пола. Дифференциация маленьким ребенком людей в зависимости от их пола, разделение на «тетей» и «дядей», девочек и мальчиков и осознание себя представителем определенного пола, основывается на восприятии внешних анатомических различий. В возрасте 4-5 лет усиливается интерес детей к гениталиям, часты игры с раздеванием, изучение гениталий, по существу, представляющее собой исследование, доступным ребенку способом половых различий.
На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи мы показываем на примерах и рассматриваем иллюстрации, что у кошки появляются котята, у собаки – щенята, у утки – утята и т. д. Дети с большим интересом слушают рассказы и наблюдают на иллюстрациях за жизнью живородящих и, яйцекладущих животных и птиц, заботливым отношением к своему потомству, ростом и развитием их детенышей.
Возрастает интерес к механизму деторождения. И это не должно пугать. Это исследовательская деятельность ребенка. За вопросом: «Откуда берутся дети?» - стоит самоопределяющаяся личность, формирующиеся «Я» человека. На самом деле ребенка интересует, не откуда берутся дети вообще, а как появился он сам. Ему необходимо сформировать эскиз мироздания: «Откуда Я?», «Что Я такое?», «Зачем Я?».
На такие вопросы даем простой правдивый ответ, например, что ребенок растет в специальном месте внутри мамы из семечка или, что из бутона цветка, что тоже правда, так как ребенок – результат любви. Ребенка в этом возрасте такой ответ вполне удовлетворяет.
К 5-ти годам мы начали проводить беседы с детьми на темы: «Чем разнообразны девочки и мальчики?», «Маленькие рыцари», «Добрые принцессы» и обратили внимание не только на  различие во внешнем виде девочек и мальчиков, но и  на различные интересы, игры, идеалы, поведение.  Предложили детям рисование на тему «Девочки и мальчики нашей группы». 
Игры-соревнования «Цветные петушки», «Кто сильнее», воспитывают у мальчиков такие качества характера, как мужественность, силу воли, упорство, выносливость. Подвижные игры «Цветы и пчелки», «Найди свою пару» и другие закрепляют навыки представлений о мужском и женском общении, как норме поведения между мальчиками и девочками.
Эти же задачи мы решаем и при ознакомлении детей с людьми разных профессий, в ходе которого используем:
•    Беседы с детьми о женских и мужских профессиях
•    Чтение литературных произведений
•    Экскурсии (на стройку, в ателье и т.д.)
•    Сюжетно-ролевые игры («Моряки», «Больница», «Салон красоты» и другие)
В сюжетно ролевых играх осуществляется четкая дифференциация ролей, в которых дети могут проявить различные черты характера, свойственные мужскому или женскому началу. В процессе игры воспитатель создает ситуации, способствующие более яркому проявлению особенностей детей. Это помогает закрепить определенные поведенческие навыки и выявлять особенности поведения, которые не соответствуют нормам, и спланировать коррекционную работу с такими детьми.
Проводились вечера досуга, выявляющие навыки детей и закрепляющие, правила внимательного и уважительного отношения к представителям противоположного пола. Это «Праздник вежливости», который прошел очень ярко и интересно. Во время досуга дети с удовольствием учили Карлсона правилам вежливого поведения по отношению к девочкам, были проведены веселые конкурсы и эстафеты «Наведи порядок», «Дождливая погода», «Дополни имя», воспитывающие культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
К началу старшего дошкольного возраста девочки и мальчики хорошо умеют распределять обязанности в группе, в соответствии с установками и поведением свойственными их полу. 
В этом возрасте, 6-7 лет, у детей появляется восприятие сверстников с точки зрения своего пола, принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей (Мы вместе любим рисовать), возникает ориентация на образ «Я» девочки или мальчика.
С целью расширения представлений детей об эталонах мужественности и женственности в детском саду проводятся занятия по сочинению сказок и историй на тему: «Страна мужественности», «Страна женственности».  И рассказывание, и совместное сочинение сказок благоприятно влияет на формирование образов мужественности и женственности у детей, так как в сказках эти образы всегда прописаны очень ярко.
Полезно проводить физкультурные праздники, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте в играх-соревнованиях, а девочки состязаются в гибкости, грации, музыкальности композиции придуманных движений, все сопровождается музыкой. Игры «Самый сильный и ловкий», «Рыцарский турнир», «Танцевальная мозаика», «Барышни и гусары».
Особенно важны для развития общения между девочками и мальчиками сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации по сказкам. Они используются для закрепления ребенком стереотипов поло-ролевого поведения, для формирования коммуникативных навыков между девочками и мальчиками. Игры «Спящая красавица», «Семья», беседы «Наши отношения», «С кем бы я хотел дружить» способствуют объединению девочек и мальчиков, побуждают их к совместной деятельности, уважению, построению доброжелательных отношений.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связана с организацией предметно-развивающей среды.
Для мальчиков это – различные конструкторы, технические игрушки, атрибуты к играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри».
Для девочек это – кукольный уголок с предметами домашнего обихода, наряды и атрибуты для игр: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Ателье», «Дочки-матери».
В книжном уголке подборки книг, иллюстраций и фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши», «Дружба мальчиков и девочек».
Дидактическая игра «Защитник девочек», подвижная игра «Лужа» формируют у детей представление о сходствах и различиях между мальчиками и девочками, воспитывают у мальчиков желание помогать и защищать девочек, учат девочек благодарить мальчиков за помощь. Например: во время проведения дидактической игры «Защитник девочек» мы рассматриваем и обсуждаем вместе с детьми сюжетные картинки, на которых мальчики и девочки выполняют различные действия, обращая внимание детей, на то, что многое те и другие умеют делать одинаково. В этом мальчики и девочки похожи друг на друга. Но мальчики сильнее девочек и они могут защитить девочек от разных неприятностей. Защищать – не значит драться, это поднять девочку, если она упала; найти ей на прогулке рукавичку, чтобы у нее не замерзла рука; пропустить девочку в дверях и прочее. После короткой беседы предлагается по желанию мальчику и девочке выйти вдвоем и показать какое-либо из действий изображенных на картинках.
И вот однажды провожу я эту игру с участием новеньких: Антона и Оли, конечно, стремлюсь, чтобы они не попали в одну пару, а сначала посмотрели, как действуют наши ребята. Но Олю выбирает себе в пару Ваня в самом начале игры, задание на картинке построить вместе дом из снега и на двоих одна лопатка. Оля быстро отталкивает Ваню от лопатки и начинает копать воображаемый снег, Ваня пробует ей помогать, но Ольга настроена решительно, замахивается на Ваню лопаткой... На этом пришлось упражнение приостановить и попросить детей объяснить Оле, как должна была себя вести девочка в этой ситуации (украшать готовый домик веточками и рисунками)
Упражнение «Знакомство» и психологические этюды «Запачкал рукав», «Игрушки», «Пуговица», «Тяжелая сумка» воспитывают у детей культуру поведения и чувство меры, умение беречь свое тело, понимание бережного отношения к девочкам, мамам и бабушкам и оказание им помощи.
Вечер досуга «Мамины помощники» был особенно удачен. Целью этого вечера было стимулировать девочек и мальчиков к различным формам общения, умения договариваться, показать, как дети помогают взрослым дома. В ходе этого досуга девочки и мальчики соревновались в навыках ведения домашнего хозяйства и наведении порядка: укладывали куклу спать, накрывали на стол, подметали пол, одевали куклу. Мальчики – чинили игрушку, девочки – пришивали пуговицу, мыли посуду. Результатом проведения этого вечера стало понимание и уважение мнения партнеров противоположного пола. В этом же занятии мы продолжали работу над разрешением проблемных ситуаций, заданных в игровой форме «Как бы я поступил?», «Что нужно здесь сделать?» - учили ребенка, выбирать тот вариант поведения, который соответствует требованиям общества от представителя определенного пола.
В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем серию познавательных бесед о развитии растений и размножении животных (из зерен вырастают цветы и деревья, у птиц из яиц появляются птенцы, у рыб из икры появляются мальки).
Отдельное место отводим беседам о маме и папе, роли взрослых в семье. Например, конкретные жизненные события дают Например, конкретные жизненные события дают повод для бесед с детьми. В семье Алеши П. ожидали рождения ребенка. Воспитатель рассказала, как следует относиться к женщине, ожидающей ребенка: ей предлагают место в общественном транспорте, не огорчают некрасивым поведением, самостоятельно выполняют по дому, порученные дела, поднимают с пола нечаянно упавший из ее рук предмет, не толкают.
И мы заметили перемену в отношении детей к Алешиной маме. Дети спешили принести ей стул из группы, по инициативе девочек, нарисовали для нее красивые рисунки, мотивируя это тем, что «Алешиной маме надо больше радоваться, тогда малыш будет веселым». А когда Алешина сестричка появилась на свет, дети подарили ей красивую аппликацию в виде цветов.
Обучение владению способами общения – важное условие налаживания отношений между детьми в игре, основа поведения в обществе, в школе по отношению к преподавателям, к одноклассникам, в будущей семье. При формировании этически ценных способов общения детей необходимо ставить перед ребенком задачу установления социально-одобряемых отношений, как задачу общения. Без принятия задачи одного владения коммуникативными умениями оказывается недостаточно, чтобы с наибольшим эффектом обеспечить развитие нравственных взаимоотношений детей. Умение ставить задачу построения социально-одобряемых взаимоотношений поможет ребенку в будущем наладить общение в школе и в семье
Важно, чтобы у воспитателя и детей складывались теплые отношения, которые позволяют ребенку правильно, без страха ориентироваться в этом сложном мире. А педагогу необходимо помнить, что развитие общения девочек и мальчиков – это лишь часть сложной системы воспитания, поэтому воспитателю нужно очень хорошо обдумывать, как и когда более эффективно, знакомить детей с интересующими их вопросами, в какой форме и как закреплять знания и умения, полученные детьми.
И, конечно, работа педагогического коллектива по организации и развитию общения мальчиков и девочек может быть по-настоящему, результативной, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками в воспитании ребенка.
Воспитание детей  в основном базируется на положительных примерах поведения взрослых. Нельзя требовать от девочки ласки, внимания к членам семьи, если мать груба, эгоистична, постоянно кричит на мужа. Так и сын, отец которого устраняется от домашних обязанностей и воспитания детей, груб по отношению к жене, окружающим, может, став взрослым, перенять эти черты.
Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребенка чувство растерянности, обиды, даже агрессии. Поэтому надо стремиться заинтересовать родителей перспективами нового направления в развитии детей, сделать своими союзниками в воспитательной работе.
При работе с родителями мы использовали групповые собрания, семинары- практикумы, игровые тренинги индивидуальные консультации.
Индивидуальные консультации проводились с целью оказания помощи родителям при возникновении каких-либо проблем или вопросов по общению конкретного ребенка (например, по поводу воспитания детей в неполных семьях).
Групповые собрания проводились в разных формах как традиционных, так и современных:
Лекции и беседы на темы: «С чем мальчики и девочки приходят в мир», «В какие игры играет ваш ребенок», «Одинаково ли воспитывать дочерей и сыновей», «Роль и значение межличностного общения в развитии личности дошкольника»;
Проведение семинаров-практикумов и тренингов на которых осуществляется анкетирование родителей по особенностям воспитания мальчиков и девочек, специальная подготовка родителей, помогающая им доступно отвечать на вопросы детей, решение педагогических задач;
Обмен опытом родителей по проблемам поло-ролевой социализации и межличностного общения. Например, мини-сочинение (тест) на тему: «Я как родитель», «Портрет моего ребенка».
Разработка практических рекомендаций по осуществлению поло-ролевой социализации детей и межличностному общению. Например, знакомство с играми, способствующими становлению межличностного общения со сверстниками.
Дни открытых дверей: «День мужества», «Мамины помощники», «Мы играем», «Наши умелые ручки», «Праздник вежливости».
Совместная деятельность детей, педагогов, родителей по подготовке костюмов, декораций, изготовление коллективных семейных работ по разным темам. («В мире профессий», «Правила дорожные детям знать положено» и др.)
Хочу добавить для родителей: надо стремиться находить время для доверительного общения с детьми, чтения им художественной литературы, рассказывания и совместного сочинения сказок, историй из личного опыта, для прослушивания музыкальных произведений. Все это создает благоприятный психологический климат, помогает активизировать общение между взрослыми и детьми, создает условия для воспитания в девочке и мальчике положительного отношения к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни. Уверенность ребенка в себе, определенность личностных установок и, в конечном счете, благополучие отношений в семье свидетельствуют о правильном воспитании.


ЛИТЕРАТУРА:

1.    В. Н. Белкина «Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками» Ярославль 2000 г.
2.    В. Н. Белкина «Психология раннего и дошкольного детства» Ярославль 1998 г.
3.    «Деятельность и взаимоотношения дошкольников» под редакцией Т. А. Репиной Москва 1987 г.
4.    В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира» Москва 1998 г.
5.    Я. Коломинский, Е, Панько «Что такое педагогическое общение» журнал «Дошкольное воспитание» 1985 г. №6
6.    М. И. Лисина «Проблемы онтогенеза общения» Москва 1986 г.
7.    В. К. Лосева, А. И. Луньков «Психосексуальное развитие детей» Ассоциация проф. Образования 1995 г. выпуск 2
8.    В. С. Мухина «Детская психология» Москва 1985 г.
9.    Т. А. Репина «Воспитатель и дети, их общение» журнал «Дошкольное воспитание» 1989 г. №10
10.     Н. Е.Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Москва 2007г.
11.    Н.Е.Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций» москва 2007г.
12.    И.П. Шелухина  «Мальчики и девочки» Москва 2006г.
13.    Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения» Санкт-Петербург 2003г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год