Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Сегодня дошкольник – завтра школьник» (саморегуляция как условие эффективной подготовки к школьной программе
Скоро в школу
Автор: Ирина Удалова   
13.01.2015 02:33

«Сегодня дошкольник – завтра школьник» (саморегуляция как условие эффективной подготовки к школьной программеСодержание:    Слайды:
Добрый день уважаемые родители!
    слайд 1
В этом учебном году ваши дети посещают подготовительную группу компенсирующей направленности, и уже совсем скоро они покинут детский сад и станут школьниками. Но пока они еще дошкольники, с удовольствием ходят в детский сад, где их ждут самые разные игрушки.
    слайд 2
А вот как раз одна из игрушек, пожалуй, самая первая, с которой встречаются дети в детском саду, посмотрите на нее. Что это?
На слайде появляется пирамидку из 5-ти колец
    слайд 3
А сейчас я предлагаю вспомнить и раскрасить кольца пирамидки в той последовательности, в какой они были у нашей игрушки.
Педагог раздает листочки с изображением контура пирамидки и цветные  карандаши. Родители раскрашивают кольца пирамидки.
     слайд 4
Давайте проверим, правильно ли вы раскрасили нашу игрушку: цвет колец, и последовательность их расположения.
Родители сравнивают свои рисунки с образцом на экране.
    слайд 5
Как Вы думаете, уважаемые родители, что могло бы Вам помочь выполнить это задание правильно?
(ответы родителей)
А еще, наверное, ошибок было бы меньше, если бы я четко обозначила цель задания и способы его выполнения. Вам легче было бы выполнить задание, после того, как Вы прослушали инструкцию, поняли ее, после выполнения задания проверили правильность его выполнения и исправили ошибки, если они были.
    


слайд 6
(по щелчку)
Всё это – компоненты очень важного качества для старших дошкольников – саморегуляции.
На слайде появляется слово: САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
Как Вы думаете, что означает это слово?
(ответы родителей)    

слайд 7
Да, в целом Вы правильно определили смысл этого понятия. Саморегуляция – это способность управлять своей деятельностью.

Сформированность этого качества является необходимым для старшего дошкольника, оно позволяет ребенку эффективнее усваивать материал на занятиях. Также саморегуляция является важным условием успешной учебной деятельности в школе, ведь школьник должен уметь понять учебную цель, найти способы достижения цели, проверить правильность выполнения задания.
Формированием саморегуляции мы занимаемся в процессе коррекционно-развивающей работы. Но заниматься этим можно и нужно и в домашних условиях.    слайд 8
Я предлагаю вам ненадолго вернуться в детство и немного поиграть. Игра называется «Бусы».
Мы с вами уже отметили, что первое, что нужно для правильного выполнения задания – это четкая инструкция.
Посмотрите на экран, там три инструкции к нашей игре. Как Вы считаете, какая инструкция будет более понятной и доступной для ребенка?
На слайде представлены три варианта инструкции к игре «Бусы»:
ИНСТРУКЦИЯ  №1: Исправь ошибку.
ИНСТРУКЦИЯ  №2: Маша собирала бусы и сделала ошибку. Найди и исправь ее.
ИНСТРУКЦИЯ  №3: Посмотри на рисунок. Геометрические фигуры
на рисунке  повторяются в определенной последовательности. Но одна фигура изображена неправильно. Найди ее. Исправь ошибку.

Родители высказывают свое мнение.

Обратите внимание: в первой инструкции ребенку дано недостаточно информации. В третьей инструкции, наоборот, слишком много дополнительной информации, отвлекающей ребенка от основного задания.     слайд 9
Краткость и доступность для ребенка инструкции позволит ему правильно понять задание и выполнить его без ошибок.
Ну а теперь давайте выполним задание и найдем ошибку.
    слайд 10

слайд 11
Родители выполняют задание.
Подобные задания мы часто используем в работе с детьми. В процессе его выполнения ребенок должен выявить определенную закономерность в ряду геометрических фигур и продолжить эту закономерность.
    слайд 12
Следующий компонент саморегуляции – это внимание.
    слайд 13
Как часто мы говорим ребенку: «Будь внимателен!», но не всегда эти наши слова имеют результат. Развитием внимания в группах компенсирующей направленности занимаются все специалисты, но проводить эту работу можно и вам дома. Например, на кухне.
На слайде изображен холодильник.     слайд 14
Посмотрите и запомните, что лежит в нашем холодильнике.
                Через 30 секунд холодильник закрывается.
Итак, что же лежало в нашем холодильнике?
Родители по очереди называют продукты, которые запомнили, другие дополняют.
Вот в такую несложную игру вы можете играть с ребенком хоть каждый вечер. Также можно предложить ребенку поиграть в аналогичные игры – «Что лежит в шкафу?», «Что за окном?» и т.п.
    слайд 15-16
Хорошо развивает внимание, саморегуляцию и мелкую моторику игры-раскраски.
(на слайде – варианты раскрасок)
    слайд 17

Правда, такого пособия может не быть у каждого дома. А вот следующее упражнение на развитие внимания выполнить будет совсем несложно, ведь для его подготовки нужны только старые газеты или журналы.
(на слайде изображение газетного текста)
    слайд 18
Подойдет любая газета с объявлениями, которые постоянно бросают в наши почтовые ящики. Вы можете попросить ребенка найти в тексте знакомую букву (например, а) и зачеркнуть ее (или подчеркнуть, или обвести в кружок). Эта игра поможет развить у ребенка способность концентрировать свое внимание. А если усложнить задание: попросить букву А – зачеркивать, а букву О – обводить в кружок – это поможет развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. А именно эти качества пригодятся ребенку при поступлении в школу.
    слайд 19
Уважаемые родители, еще одним из компонентов саморегуляции является проверка правильности выполнения задания и исправление допущенных ошибок. Поэтому после выполнения каждого задания вам вместе с малышом нужно проверить его и исправить допущенные ошибки. Важно, чтобы не Вы сами сделали это (хотя, конечно, намного проще просто показать, что сделано неправильно), а дать возможность ребенку сделать это самому (например, подчеркнуть слово, где он не выделил нужную букву, и попросить найти ее и выделить).
    слайд 20
В конце нашей встречи мне хотелось бы сказать – для того, чтобы формировать у ребенка необходимые для будущего школьника, не обязательно быть дефектологом, главное, быть заинтересованным в успешной коррекции родителем, ведь средства для развития ребенка всегда могут быть у Вас под рукой.
А на память о нашей встрече я хочу подарить Вам буклеты с подборкой игр на развитие саморегуляции в домашних условиях.

Желаю Вам успехов!
    
слайд 21


Литература
1.    Бабкина, Н.В. Формирование – саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Бабкина Н. В. // Дефектология. 2003. – №6. – С. 46 – 50
2.    Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, – 1988. – 245 с.
3.    Жаренкова, Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции [Текст] // Дефектология. – 1972. – №4. – С. 17 – 33.
4.     Жмуров, В.А Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., [Текст] / В.А Жмуров – М.: 2012. – 616 с.
5.    Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А Конопкин. // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – 128 – 135 с.
6.    Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У.В Ульенкова. В.В Кисова. // Дефектология. – 2001. – № 1. – 26 – 33 с.
7.    Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. – 1961.  – 12-13 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год