Белорусский народный костюм |
Рукоделие | |||
Автор: Редактор | |||
30.04.2011 21:36 | |||
В разных уголках Беларуси носили разнообразные головные уборы, но самый характерный и древний — намитка. Он напоминает ручник из тончайшего льняного полотна, который замысловато обвивался вокруг головы, а его концы ниспадали на плечи и грудь, придавая женской осанке величность и высокородность. Вышивка располагалась по краю или обоим концам намитки. Народная одежда — вершина мастерства ткачих и вышивальщиц. Особенным совершенством, красотой и утонченностью выделялась женская одежда для праздничных случаев, которая более, чем другие виды народного искусства, была видна. Потому что в ней "выходили в люди": в гости, на ярмарку, в церковь, на разные народные празднества, обряды. В отличие от мужской, как правило, скромно вышитой по воротнику, манжетам и груди, женская праздничная одежда выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры. Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке. Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков. Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак. Почему же одежда и вышивка имели именно такие цвета? Белый цвет у славян, в том числе и у белорусов, всегда ассоциировался с чистотой, искренностью, свободой. Красный цвет обладает самым глубоким проникновением вглубь человека. Он считался у славян символичным цветом солнца, жизни, радости. А поскольку жизнь не вечная, то и черного немного добавляли. Почему вышивка расположена всегда по краю? Это как бы граница освоенного пространства (это мое). В орнаменте присутствует цитата, т. е. ограничение сверху и снизу. Символические орнаменты, составленные из ромбических фигур, — это обращение к высшим силам с просьбой о защите от нечистой силы, от несчастья. Это оберег, магический барьер, за который не могла проникнуть нечистая сила. Часто, обращаясь к высшим силам, люди собирались вместе, совершали ритуал. Ритуал — это коллективное прохождение через критическую точку бытия, такую, например, как рождение, свадьба, смерть. Во время ритуала происходит как бы театрализованное действие. Люди в вышитых костюмах становятся в круг, берясь за руки. Происходит сильнейшая концентрация энергии, красный цвет способствует сильнейшему эмоциональному всплеску. Люди, без воздействия каких-либо одурманивающих веществ (например, алкоголя) ощущали сильнейший подъем в настроении, пели обрядые песни, веселились. Разряжались и одновременно получали новую подпитку сил. Связь с природой была очень тесной. Древняя бордюрная вышивка выполнялась прошвами по счету нитей. Смысл, значение символики, а также определенное расположение вышивки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Но с течением времени, в 30-40 годы XIX в., исчезает архаическое существование мышления. Появляется мануфактура, отпадает надобность самим ткань полотно, его уже можно купить. Переплетение нитей производственного полотна более тонкое, нити сложнее считать, и прошвы заменяются крестом. Происхождение креста — середина XIX века. Крестик развил наш орнамент, вышивку в целом, перешли от орнаментальной бордюрной вышивки к россыпи по ткани. Косой крест — рунический знак соединения, присоединения. В прямом кресте горизонтальная линия — это настоящее, то, что сейчас, а вертикальная линия — это разделение на материальное и духовное. К концу XVII в. полностью сформировался белорусский народный костюм и с течением времени начал распадаться. Рост товарно-денежных отношений, массового отходничества, проникновение на село промышленных изделий размывали "жанровые" границы традиционного народного костюма. Сильное влияние городского костюма с его тенденцией к упрощению и универсализации форм, широкое использование технических красителей с тенденцией к полихромности и расцвечиванию тканей оказали свое влияние на коренные преобразования народного костюма. Белорусское Полесье — неповторимый в природных и этнографических отношениях край, край песен и сказок, легенд и преданий, а его костюм — жемчужина белорусского народного искусства. Здесь сохранились полные великолепия и мудрости народные наряды, сама традиция одеваться в самодельную, художественно отделанную одежду, только здесь еще в 30-50-е годы ХХ столетия молодые женщины обвивали вокруг головы старинные головные уборы — намитки и платы. В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время. При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже. Традиционные вышитые изделия — необыкновенно богатая основа для художественного творчества. Значит, надо творить, воспроизводить белорусский народный костюм, чтобы оставить в наследство нашим внукам и правнукам. И делать не какой-то "среднебелорусский" вариант (его просто не было), а придерживаться местных традиций, национальной колористики, чтобы он вызывал гордость за нашу белорусскую народную культуру, а не выглядел грубой пародией на древний традиционный костюм. Предлагаю один из вариантов приобщения детей к народной культуре и творчеству — выполнение грелки на чайник в виде куклы в белорусском национальном костюме, держащей хлеб-соль на вышитом традиционным белорусским орнаментом ручнике. Этот лунинецкий строй. Мы старались выдержать и традиционную для этого района отделку костюма, и показать один из способов обвивания намитки, использовавшийся в данной местности. Сдержанной красотой выделяется женский строй Лунинецкого района. Здесь можно заметить такую же белизну одежды, как и в соседнем Пинском районе, такую же деликатность ее отделки. Однако в орнаментике преобладают геометрические мотивы, в частности, прямоугольный ромб и его части, закомпанованные в небольшие, но до мелочей упорядоченные бордюры. На одежде они располагаются на некоторой отдаленности один от другого, чтобы не мешать восприятию графично разработанных рисунков. Лунинецкие намитки отличались небольшой шириной (в среднем 30 см) и значительной, более 3 метров, длиной. Концы были украшены вышитым или вытканным ромбообразным орнаментом. Один из способов обвивания намитки: первым делом волосы убирались под чепец на макушке. Далее на голову надевали "подвачку" — обручик из лозы или ясеня шириной в ладонь и размером в обхват головы. Затем намитку складывали вдоль в 4 реди и накладывали на подвичку так, чтобы левый конец ее был вровень с локтем. Все обвивание шло преимущественно правым концом. Он проходил под подбородком, затем через середину головы перекидывался снова направо, делал разворот на лоб, обходил вокруг головы и на правом виске закреплялся подведением снизу через петлю предыдущего ряда. Затем левый конец перекидывался через макушку направо, а правый вновь направлялся на лоб, обходил вокруг головы и подтыкался сверху вниз над левым виском. В итоге получался очень компактный головной убор в виде шапочки, плотно прилегающей к голове. Декорированные концы намитки располагались по обе стороны лица асимметрично и надавали живой динамизм и какое-то кокетство всему довольно строгому, лаконично украшенному костюму. Автор: Крикунова И. Л., руководитель кружка "Экспромт" ЦТДиМ "Эврика".
|