Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Наглядность и нетрадиционные способы рисования в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы).
ИЗО детям
Автор: Елена Елькина   
19.02.2014 17:52

Наглядность и нетрадиционные способы рисования в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы).Наглядность и нетрадиционные способы рисования в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы).
Почти  каждый ребенок, пришедший в детский сад, хотя бы раз держал в руках карандаш или фломастер. Для многих - это уже осмысленный процесс «творения».  Педагогам   на этом этапе  важно начать формировать и укреплять интерес   к творчеству с первых совместных занятий.  Специфика работы с детьми раннего возраста определяется  тем, что они не могут мыслить абстрактными образами. Поэтому всю педагогическую деятельность мы должны выстраивать по принципу наглядности. Конечно же, это касается и рисования. При выстраивании своих занятий  я стараюсь максимально разнообразить предметно-наглядную среду, а также использовать различные методики рисования.  Ведь чем больше ребенок слышит, видит, ощущает, переживает, тем насыщеннее, продуктивнее, богаче становится его фантазия. Как водится, первые занятия посвящены знакомству с предметами рисования: карандашу, кисточке, фломастеру. Чтобы сделать этот  процесс увлекательным и интересным  мы  сделали таких вот куколок.  Это брат Карандаш и сестричка Кисточка.

Скачать полный конспект занятия

С помощью их я  придумываю  различные игровые ситуации, в ходе которых и знакомлю детей с первыми шагами в рисовании. Дальнейшие занятия тоже выстраиваем так, чтобы ребенку можно было легко и радостно включится в художественный процесс. Сначала происходит знакомство с предметной средой: здесь  используем  игрушки, картинки, предметы быта. Например, тема нашего занятия «Тянется ниточка из клубочка».  В гости «приходит» киска, которая приглашает деток поиграть с ней клубком. Здесь же идет сопровождение действий чтением стишка: «На клубок котенок, Прыгнул как тигренок. Лапками катает, Зубками кусает». После игры раздаю  детям  заготовки, на которых отображены  ранее задействованные предметы (котенок и клубки)  и предлагаю помочь котенку «распутать» клубочек.  Такое двойное  обыгрывание темы – в предметной игре и на бумаге - помогает  ребенку лучше сориентироваться в процессе рисования.
Вот примеры некоторых других наших работ:
Если  работа традиционными средствами рисования (карандашами, фломастерами, кистью) направлена, прежде всего, на развитие моторики и обучение базовым навыкам рисования (рисование прямых горизонтальных и вертикальных линий, кругов, мазков и др.), то при использовании нетрадиционных методик  акцент делается на эстетическом удовольствие  от процесса рисования,  получении разнообразных эмоций.  Ведь такое рисование – это увлекательная  и завораживающая деятельность, которая  восхищает детей. Поэтому, выстраивая, учебный процесс, обязательно включаю в план подобную методику. Однако это не значит, что надо забывать про развивающий характер таких занятий и их наглядно-предметное сопровождение.
Виды  используемых нетрадиционных методик:
1. Рисование  ладошкой
2. Рисование пальчиками
3. Рисование на муке или манной крупе
4. Рисование при помощи штампов (поролоном, катушками от ниток).
Первым в списке неслучайно стоит методика рисования ладошкой, которая является  самой доступной для детей младшего  возраста.  Для малышей простой отпечаток руки может превратиться в целую историю, полную превращений и открытий. Вот наша ладошка превращается в цветок:
А вот в целый букет:
А вот к нам прилетают птички:
Рисование пальчиками требует большей сосредоточенности и умения, чем ладошкой, поэтому знакомство с этой методикой мы начинаем после Нового года.  Этот вид рисования прекрасно развивает мелкую моторику и открывает широкий простор для  фантазии. Вот примеры некоторых работ:
Рисование на муке или манной крупе  задействует  дополнительные тактильные ощущения, поэтому готовясь к такому занятию, сначала проводим знакомство с этими средствами рисования. Когда дети удовлетворят свое любопытство,  уже переходим к самому процессу. Здесь мы можем совместно пофантазировать, рассматривая их «рисунки» и  что-то дополняя, а также, используя  принцип наглядности,  попросить нарисовать солнышко, цветочек и  т. д.
Дети любят рисовать штампами, и, хотя, сейчас в магазинах огромный выбор печатей и штампов  намного  интересней сделать их самим! Главное не забывать при этом об удобстве их использования: чтобы  детям было удобно их держать и они давали хороший отпечаток. Рисование штампами учит детей быть аккуратными, это не так-то просто снять штамп, не испачкав и не размазав отпечаток. При этом развивается фантазия ребенка и снимается напряжение.
Эти рисунки сделаны при помощи штампа из губки для мытья посуды. Детям заранее было предложено познакомиться с этим материалом, чтобы во время занятий они не отвлекались на их рассматривание. Следующий рисунок сделан при помощи катушки от ниток, к концу которой  был приклеен тоненький кусочек поролона.
Подводя итог,  можно сказать, что разнообразие техник рисования способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.  И чем лучше получается изображение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Список литературы:
1.Галанов А.С. «Занятия с  дошкольниками по изобразительному искусству»  - Москва, Сфера, 2002
2. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота, радость, творчество»  - Москва,  Педагогическое общество России, 2005
3.Степанов В. «Веселые стихи для детей» - Ростов-на-Дону, Проф-Пресс, 2007

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год