Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Изодеятельность как средство развитие цветовосприятия у дошкольников с ОНР.
ИЗО детям
Автор: Савзиханова Севиндж Аладиновна   
29.03.2015 10:12

Изодеятельность как средство развитие цветовосприятия у дошкольников с ОНР.Изодеятельность как средство развитие цветовосприятия у дошкольников с ОНР.

Савзихонова Севиндж Аладиновна Воспитатель МБДОУ№140 г.Мурманск

Цвет -это одно из наиболее ярких выразительных средст доступных детям.

Цвет -это одно из первых характеристик окружающего мира, который воспринимают дети.

Свойства цвета, его природа, влияние на человека многое другое сформировали основы наука -цветоведение. Слово “цветоведение” кажущееся по началу сложнопроизносимым и непонятным становится понятным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.

На мой взгляд цветовосприятие -одно из важных педогогических проблем, требующих решение, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Скачать конспект

Недостаточное внимание к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, одно из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.

Известно, что основные новообразования в дошкольном возросте-произвольные психические процессы, внутрений план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возросте не может не сказаться на развитие ребёнка в целом.

Задача развития у детей чуства цвета предусматривается программой воспитания и обучения в детском саду, но она сформирована в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета.

Интерес предлагаемой работы состоит в ознакомлении детей сосвойствами и особенностями цвета, что практически не рассматривается в специальной литературе для дошкольников.

Опираясь на работы педагогов Коморовой Т.С., Максимовой Ю.В., Пателеевой Л.В., Секачевой А.В. и др. выделила:

  • свойства цвета: цветовой фон, светлота, насыщенность;
  • рассмотрела две группы цветов – хроматические и ахроматические;
  • дала понятие гармонии (сочетание цветов, теплые и холодные тона, сближение тона), определение цветовым ощущениям и цветовым ассоциациям.

Опираясь на работы Комаровой Т.С., Пантелеевой Л.В. и др. выделила условия развития цветовосприятия у детей и выявила, что основными условиями являются:

  • Предоставление всем детям на занятии равных и реальных практических возможностей.
  • Систематическая работа по наблюдению окружающей действительности.
  • Пользование дидактических игр и упражнений.
  • Осуществление индивидуального подхода, в работе с детьми.
  • Творческие задания.

Цель работы является научить детей видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств.

Определены следующие задачи:

  • закреплять и развивать знания детей об основных и дополнительных цветах спектра,
  • познакомить детей с правильным подбором цветовых сочетаний, придать особое значение выбору цветовой гаммы,
  • научить детей свободному смешиванию и цветообразованию,
  • учить детей видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства,
  • знакомить детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.),
  • поощрять творческие находки стремления детей к самостоятельному решению образа.

В работе использовались следующие принципы:

  • принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала,
  • принцип наглядности с опорой на зрительные и слуховые, чувствительные анализаторы,
  • принцип доступности и активности,
  • принцип практичности: на практике использовать полученные знания,
  • системности,
  • индивидуальности.

Проведенная педагогическая диагностика на начало учебного года показала, что дети компенсирующей группы с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в определении цвета и называния его, плохо дифференцируют, обнаружилась тенденция к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий).

У детей компенсирующей группы с общим недоразвитием речи недостаточно хорошо, получается, выкладывать цветовой ряд (от самого светлого, до самого темного), т. е. низкий уровень цветового восприятия. Дети плохо подразделяют и находят теплые и холодные цвета.

В работе с детьми использую такие методы, как

1. Игровые методы.

Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, развивает фантазию и воображение. Поэтому ключевым моментом, который проходит через все занятия по цветовосприятию – это использование воображаемой ситуации, когда дети попадают в волшебную страну сказок, где встречаются с королевой – Радугой, которой злой волшебник Клякса испортил ее красивое и волшебное платье, поэтому в стране красок стало грустно, тускло и не красиво.

Дети с увлечением и трепетом выполняют все задания, чтобы помочь королеве – Радуге и поэтому каждое занятие получается как необыкновенное и занимательное путешествие, на котором дети не только играют, но и знакомятся с необыкновенным миром красок и учатся видеть и ощущать красоту вокруг себя.

Так же введение сказочных героев приносит свою увлекательность и разнообразие в процесс обучения – это такие герои как, волшебница, королева – Радуга, злой волшебник Клякса, гномы – краски и другие персонажи.

На своих занятиях использую ролевые действия, когда дети сами могут поучаствовать и стать волшебниками– фокусниками, чтобы при помощи эксперимента получить новую краску.

2. Наглядный метод.

Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях широко использую репродукции картин знаменитых художников, таких как; И.И. Левитан, Д.Сурин, М.Врубель, К.Юон, В.Суриков, И.И. Шишкин и т.д.

Также детям очень близки иллюстрации к сказкам и рассказам, которые мы просматриваем на занятиях и в совместной деятельности.

На занятиях по цветовосприятию я широко использую такой наглядный метод, как показ способов действий, т.к. этот метод наиболее позволяет повысить эффективность работы с детьми.

3. Словесные методы.

Обязательным методом в работе над цветовосприятием являются:

– художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т.д.; загадки о цветах и их оттенках; использую в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т.д.)

4. Практические методы.

Применяю различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык:

а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом).

Для того чтобы ребенок мог творить, его начало нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленный рисунок, который вызовет у ребенка негодование или разочарование и может оттолкнуть от занятий изобразительной деятельностью. Поэтому на занятиях и совместной деятельности использую этот метод, чтобы научить ребенка разными способами выразить задуманное в рисунке или аппликации.

б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.

В ходе игр – занятий по цветовосприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т.д.

Так у детей старшей компенсирующей группы накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке, аппликации.

Большое внимание уделяю работе с родителями, провожу: групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ.

Проведенная работа показала необходимость использования методов и приемов обучения в системе подобранных игровых упражнений и занятий.

Разработанный перспективный план помогает систематизировать и обобщить работу по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятия формируют у детей художественный вкус, свое видение окружающего мира.

В дальнейшем необходимо, продолжать поиск новых эффективных методов и приемов в работе, расширять картотеку игр, заданий и упражнений с детьми, разработать советы, рекомендации для специалистов и родителей по развитию цветовосприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. – 336с.
  2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144с.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 2001. – 272с.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320 с.
  5. Исследование деятельности детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Речь, 2006. – 245с.
  6. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. – 112с.
  7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1988. – 102с.
  8. Костерин Н.П. Учебное рисование. М. Просвещение, 1980. – 272с.
  9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. М.: Дрофа 1995. – 112с.
  10. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном обучении. М.: Академия, 2001. – 248с.
  11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Н.П. Сакулиной И Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 1985. – 235с.
  12. Мухина B.C. Возрастная психология – М.: Академия, 1997. – 450с.
  13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240с.
  14. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984. – 96с.
  15. Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности «Сказки и краски». // Дошкольное воспитание. – 2003. — №3
  16. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. – 214с.
  17. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 103с.
  18. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Школьная Пресса, 2002. – 223с.
  19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1994. – 235с.
  20. Флерова Ж.М. Логопедия. М.: Феникс, 2006. – 319с.
  21. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988. – 96с.
  22. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 189с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год