Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами
ИЗО детям
Автор: Галышева Ирина Владимировна   
18.07.2015 11:06

Формирование креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствамиФормирование креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами

(на основе развивающей программы «Синтез»)

  • Ольга Юрьевна Крылова, к.пед, н. заведующая кафедрой педагогического образования Серпуховский филиал АНО ВПО НИЕВ
  • Ирина Владимировна Галышева, педагог-психолог высшей категории МДОУ д/с №17 «Аленка», г.Серпухов.

В современных социально-экономических условиях развития общества проблема формирования личности творческой, креативной становится всё более актуальной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

 

Скачать конспект

Формирование креативного мышления напрямую связано с творческим началом в человеке, с его стремлением вперёд, к прогрессивному, и конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Развитие творческой активности, креативности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности, и начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, т.к. в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, где развивается воображение и фантазия, творческое мышление, любознательность, умения наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать, делать выводы, начинают появляться интересы.

В любой области человеческой деятельности всегда присутствует элемент творчества (А. Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Понаморёв, И.И. Резвицкий, Е. А. Яковлева, О.Ю. Крылова и др.). Такие ценные качества личности как индивидуальность, уникальность, неповторимость проявляются и раскрываются в процессе активной творческой деятельности человека, отражаясь в созданном творческом продукте. Креативное мышление формируется в результате разнообразной творческой деятельности ребёнка, используя при этом эффективные формы, методы и нетрадиционные средства для совершенствования организации этого процесса. Чем больше мы предоставим детям возможностей для конструктивного творчества, тем вероятнее станет позитивное самоопределение в процессе формирования их личностных качеств.

Необходимо отметить, что включение детей в изобразительную деятельность, овладение различными нетрадиционными техниками рисования создает благоприятные условия для развития креативного мышления, творческой активности, познавательной сферы.

Выше описанные обстоятельства и определили тему экспериментальной деятельности: «Формирование креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами».

Объект исследования: формирование креативного мышления у дошкольника.

Предмет исследования: процесс формирования креативного мышления нетрадиционными изобразительными средствами.

Цель исследования: создание психолого-педагогических условий для формирования креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами.

Гипотеза исследования состоит из нескольких предположений.

  1. Использование нетрадиционных изобразительных средств положительно влияет на формирование креативного мышления у дошкольников, становление их творческой индивидуальности.
  2. Существует прямая зависимость между формированием креативного мышления и интеллектуально-личностным развитием ребёнка.
  3. Обеспечение чувства психологической защищенности на занятиях будет способствовать доверию ребенка к миру, радости существования.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:

  1. Изучить методы формирования креативного мышления.
  2. Определить значимость и возможность использования в работе с детьми нетрадиционных изобразительных средств.
  3. Разработать критерии оценивания сформированности креативного мышления, творческих способностей у старших дошкольников.
  4. Создать эмоционально-творческую атмосферу на занятиях, обеспечивающую проявление творческой активности у дошкольников.
  5. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  6. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  7. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников нетрадиционными средствами изобразительного искусства.
  8. Провести количественный и качественных анализ для получения достоверных результатов исследования.

Базовой площадкой для проведения данной экспериментальной работы является МДОУ №17 «Аленка» города Серпухова. Экспериментальная программа под рабочим названием «Синтез» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятия разделены на два блока: психологический и изодеятельности, которые реализуют специалисты учреждения. Занятия проводятся по подгруппам (12-14 человек). Рекомендуемые познавательные игры и упражнения в психологическом блоке направлены на развитие воображения, фантазии, речи, развитию детского воображения, причинно-следственного и наглядно-образного мышления, зрительного и слухового восприятия, умения сочинять рассказы и сказки, применяя креативность мысли у дошкольников.

Работа педагога-психолога направлена на:

  • развитие воображения, фантазии (новизна, оригинальность)
  • развитие гибкости мышления
  • развитие изобретательности
  • развитие и совершенствование речи и языкового чутья.

Потенциальные возможности применения нетрадиционных изобразительных техник (рисование на ткани (батик) автор С. Давыдов, техника витражной росписи автор Э. Бирте, рисование пластилином автор А. Страунинг, техника граттаж автор О.А. Мокроусова) в условиях дошкольного учреждения, позволяет ребёнку проявить свои творческие задатки, сформировать креативность мышления, реализовать себя, свою индивидуальность в творческой деятельности.

Для того чтобы углублять представления детей с помощью рекомендуемых техник, необходимо знакомить детей с художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником развития творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети литературно- художественные образы, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Кроме того, изобразительная деятельность поможет ребенку справиться с повышенной тревожностью, снять эмоциональное напряжение, а полученный результат подарит уверенность в своих способностях.

Работа специалиста по изодеятельности направлена на:

развитие творческого мышления и воображения детей (новизна, оригинальность, осмысленность и др.);

развитие восприятия (объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность);

развитие психомоторных способностей (скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность, пластичность и ловкость);

расширение выбора средств для реализации замысла, поиска изобретательности средств для наилучшего воплощения.

Для реализации и отслеживания результатов данной экспериментальной деятельности выбраны следующие критерии:

  • Способность создавать оригинальные образы.
  • Беглость. Общее количество поддающихся интерпретации, значимых, соответствующих решаемой задаче идей, сгенерированных в ответ на раздражитель.
  • Гибкость. Количество различных категорий соответствующих ответов.
  • Оригинальность, необычность ответов.
  • Глубина и проработанность (детализированность) образов. Богатство фантазии.
  • Сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей
  • Скорость процессов воображения.

Методики исследования:

  • «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика "Воссоздающее воображение в изобразительной деятельности" Г.А. Урунтаева
  • Тест оценки творческого мышления Торренса
  • Тест Гилфорда (модифицированный)
  • Методика «Вербальная фантазия»

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности, развить креативное мышление. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы образа ребенок становится самостоятельным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и многое другое. Привлечение педагога-психолога в работу с детьми помогает создать благоприятные условия для развития творческих способностей и креативности у дошкольников.

Таким образом, развитие креативного мышления детей является одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако развитию гибкости, оригинальности, креативности мышления не в полной мере уделяется внимание. Следовательно, необходимо постоянно совершенствовать и активно использовать в работе с дошкольниками нетрадиционные техники, способствующие развитию креативности и проявление индивидуальности в творческой деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. -СПб., Азбука, 2000.
  2. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей //Дошкольное воспитание. -1965. -№ 5.
  3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
  5. Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? // дошкольное воспитание. – 2005, № 2.
  6. Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. -№3. -2006. -С. 71; №5. -2006. -С. 71; №2. -2007. -С. 18.
  7. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1997.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год