Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Комарова Ирина Игоревна   
15.07.2015 19:09

Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.

Комарова Ирина Игоревна воспитатель 1 категории

Будучи воспитателем в группах раннего возраста и наблюдая за развитием речи малышей, я заметила, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи. Такие дети в 2.5 – 3 года говорят отдельные слова, не формируя их в словосочетания и предложения.

 

Скачать конспект

Развитие речи у детей, а в частности лексического запаса – одна из главных задач, которую следует реализовывать в детском саду для всестороннего развития личности ребенка.

Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого:

Накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. В пассивный словарь входят слова, которые дети понимают, но не говорят, а в активный – слова, которые дети произносят.

Для эффективности таких игр – занятий заведите альбом, куда вклеивайте вместе со своим малышом картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогут ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи.

Когда взрослый говорит с ребенком о животных, не следует забывать об их детенышах. Показывайте детям больше картинок с взрослыми животными и их детенышами.

У собаки – щенок. У зайца – зайчонок.

У кошки — котенок. У лисы – лисенок.

Старайтесь, показывая картинки детям, употреблять эти слова и во множественном числе:

Щенок – щенята Зайчонок – зайчата

Котенок – котята Лисенок – лисята

Также учите детей употреблять слова в настоящем и прошедшем времени

Зайка прыгает – зайка прыгал.

Если у ребенка имеется в его словаре около 5 слов в нескольких группах, его учат объединять их в предложения. Сначала используют самые простые предложения без предлогов, например, показывая ребенку картинку со спящей куклой, взрослый говорит ребенку: «Кукла (ляля) спит». Затем используют предложно-падежные конструкции (предлоги), сначала самые простые (в, на, под), затем более сложные. Например «птичка сидит на ветке» ( «птичка на ветке»).

Учите своего малыша отвечать на самые простые вопросы» Кто, что?», «Что делает?», показывая сюжетную простую картинку.

При составлении предложений используйте всевозможные картинки и наглядные пособия.

Когда зрительное восприятие сочетается со слуховым это всегда дает положительный результат, т.е. зрение и слух должно опираться на движение. Для детей раннего возраста – это, прежде всего, наглядность. Для этого используют стихотворные тексты с движение

Стихи с движениями подарят вам радостные мгновения общения с вашим ребенком. Малыш с удовольствием будет выкрикивать коротенькие слова и жестами изображать то, о чем говорится в стихотворении. Веселые игры со стихами способствуют развитию речи и моторики (двигательных возможностей) ребенка.

Вот самое простое, способное вызвать улыбку у ребенка.

Солнышко.

Мы проснулись, мы проснулись, (руки тянуться вверх)
Ручки к солнцу потянулись
Здравствуй, солнышко, вставай, (руки немного развести в стороны,
Наших деток согревай! ладошками вверх)

Вот так, вот так
Наших деток согревай. (хлопать в ладоши)
Утром Машенька (имя ребенка) встает,
Глазки открывает.

Новый день, новый день,

С улыбкою встречает Вот какие стихи с движениями я могу предложить, когда ребенок познакомиться со сказкой «Колобок»:

Колобок (стихи с движениями)

Жили были дед и баба Полуприсед с выносом пятки вперед
На полянке у реки
И любили очень очень Поглаживание животика
На сметане колобки

Баба тесто замесила, Движение имитирующие замешивание теста
Колобка она слепила, лепку колобка.
В печь его поставила, Наклон вперед, руки развести в стороны.
Там его оставила.

Вышел он румян, пригож «Пружинки» с поворотом, руки на поясе,
И на солнышко похож. Руки вверх и через стороны вниз.
Он хотел остыть немножко Движения руками вправо-влево (внизу)
И улегся на окошко Наклон вперед, руки «полочкой», голова

Лежит на руках.
Не хотел он там лежать, Наклоны головы вправо, влево
Захотел он убежать. Бег на месте
Огород он пересек

И пустился наутек. Бег под музыку.

Знакомить детей с лесными жителями и другими представителями живого мира, целесообразнее вот в такой стихотворной форме. Так малыши лучше будут усваивать информацию.

О петушке.

Рано утром петушок встает,
Звонко песенку поет.
Ку-ка, ку-ка, ку-ка- реку,
Солнышко проснулось,

Всем вставать пора.

О медведе.

Спит медведь в своей берлоге, Миша, мишенька, медведь
Видит сладкие он сны. По лесу он бродит,
А когда весна придет, Ягодку – малинку ищет.
Будет по лесу гулять, землянику собирать.

Очень любит наш мишутка Мишка по лесу идет,
По лесу ходить. Мед пчелиный с собою несет.
Мед пчелиный собирать. Маленьким медвежатам
Славненьким ребятам.

О зайце.

Зайка, заинька, зайчишка,
По дорожке он бежал, прыг- скок
А потом под кустом от лисы он спрятался.
Раз, и не видно зайца.

О лягушке.

Возле речки на опушке
Квакают лягушки:
«Ква-ква-ква, да ква-ква-ква»,
Как водичка холодна!

О лисе

Лисонька-лиса в норе жила,
Своих лисят воспитывала.
Чтобы малые лисята далеко не убегали,
И маму слушались.

Нужно отметить, что дети должны знать, что:

Собака лает Корова мычит
Кошка мяукает Курочка кудахчет
Лягушка квакает Ворона каркает
Воробей чирикает.

А петушок кукарекает.

Чтобы дети правильно произносили фразу, они должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох, и мы должны ему в этом помочь. Для этого используются определенные упражнения.

Вот одно из них.

Листопад.

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясните детям, что осенью с деревьев осыпаются листья. Это – листопад. Предложите устроить листопад прямо в игровой комнате. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Можно закрепить листочки на ниточку.

Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Так, малыши быстро научаться еще и различать листья деревьев.

Осенью сдувайте осенние листочки, зимой снежинки, (их можно сделать из ваты – рыхлые комочки и сдувать с ладошки), весной пусть у вас полетят бабочки, вырезанные из цветной тонкой бумаги.

Это действие можно сопровождать следующей приговоркой:

Бабочка голубушка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На дубовой ветке.

Можно вырезать из картона веточку дерева или цветочек и посадить на нее бабочку, вырезанную по контуру. В следующий раз, попросите ребенка посадить бабочку на веточку или цветочек самому.

Кораблик

Взрослый и ребенок делают из бумаги кораблик. Кораблик пускают в таз в водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, взрослый вместе с ребенком говорят:

Самуил Маршак

Кораблик

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой. А.С. Пушкин

Ветер, ветер, ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
И кораблик наш гони
До Волги- матушки реки.

В статье был использован материал из книги «Логопедия» Е.Н. Краузе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год