Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Голубева Нина   
21.07.2015 07:07

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе, она направлена на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений. В играх формируются все стороны личности ребенка, они развивает как психические процессы, так одновременно дает огромный потенциал для развития творческих способностей детей.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Среди этого разнообразия большое внимание уделяется дидактической игре.

 

Дидактическая игра – это одна из форм обучения детей и представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Кроме того дидактическая игра — это игра познавательная, которая направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, даёт большие возможности для развития и совершенствования речи дошкольников.

В своей работе дидактические игры использую для решения всех задач речевого развития, так как считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: активизирует и пополняет словарь, формирует правильное звукопроизношение; развивает связную речь, а также умение правильно выражать свои мысли. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словообразований.

Такие игры повожу как на групповых занятиях, так и в процессе индивидуальной работы.

В своей работе ежедневно планирую дидактические игры разного вида, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Во время занятия игры подбирались соответственно темы. Так на занятии по экологическому воспитанию на тему «Домашние животные» после беседы о животных, для закрепления полученного материала была проведена игра «Отгадай, что это за животные?». В этой игре детям называют действия, которые свойственны данному животному. Дошкольники должны отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает – кто это?
Мяукает, лакает, царапается – кто это?
Хрюкает, роет — кто это?
Мычит, жует, ходит – кто это?
Ржет, бегает, скачет – кто это?

Ответы детей в этой игре были правильными: собака, кошка, свинья, корова, лошадь. Свои ответы дети подтверждали объяснением, например: лошадь – она ржет, скачет и бегает, потому что у нее длинные ноги; кошка – одна из домашних животных, кто мяукает и т.п.

Провожу разнообразные дидактические игры и во время прогулки. Игры с мячом «Скажи наоборот», где называется слово и бросается мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Бросить – (поймать);
Купить – (продать);
Дать – (взять);
налить – (выпить);

спрятать – (найти);
поднять – (опустить).

В игре дети встречались с трудными моментами, но в ходе игры и объяснений дети давали правильные варианты ответов.

В игре «Скажи наоборот» детям предлагалось ряд слов, где они должны к каждому слову придумать противоположное по смыслу слово. Например, твердый – мягкий.

День – (ночь);
Утро – (вечер);
Друг – (враг);
опускать – (поднимать);

закрывать – (открывать);
включать – (выключать);
Жара – (холод);
Большой – (маленький);

говорить – (молчать);
белый – (черный);
Взял – (положил);
Одеваться – (раздеваться);

Новый – (старый);
Сухой – (мокрый);
высокий – (низкий);
здоровый — (больной);

широкий – (узкий);
грязь – (чистота).

При индивидуальной работе старалась подбирать игры на различную тематику, но в основном из той области, где ребенок испытывает наибольшие трудности.

В игре «Закончи предложение» ребенок предлагается начало предложения, а он должен его закончить по смыслу.

Слон большой, а комар … (маленький).
Камень тяжелый, а пушинка… (легкая).
Зимой погода холодная, а летом … (жаркая).
Дерево высокое, а куст… (низкий).

Суп горячий, компот… (холодный).
Днем светло, а ночью… (темно).
Заяц скачет быстро, а черепаха идет… (медленно).

В этой игре ребенку также было трудно соотнести противоположные по значению слова. Например, ребенок допускал ошибки: «дерево высокое, а куст маленький», где вместо «маленький» ребенок должен произнести «низкий» и т.д. С помощью воспитателя эти ошибки исправлялись.

В игре «Помоги Незнайке» предлагается ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова – признаки к существительному.

Зима — … (снежная, холодная, длинная).
Снег — … (белый, тающий, холодный, пушистый).
Ветер — … (теплый, сильный, резкий).
Солнце — … (яркое, теплое, желтое),
Дни — … (праздничные, длинные, веселые).

В процессе игры «Распутай слова» дети учатся составлять предложения.

Слова в предложении перепутались, детям необходимо расставить их на свои места. Что же получится? Например, даются следующие предложения:

1. Дым, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Данная игра позволяет не только строить логическую цепочку в процессе составления предложения, но и способствует правильному произношению звуков.

Таким образом, организация дидактической игры позволяет вести коррекционную работу, направленную на развитие речи у детей дошкольного возраста, даёт возможность совершенствовать её, учит мыслить и тем самым способствует развитию у них познавательных интересов, правильных представлений об окружающей действительности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год