Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Риторика как технология развития речи дошкольников.
Развитие речи у детей
Автор: Куашева Татьяна Александровна   
09.05.2019 09:22

Риторика как технология развития речи дошкольников.Риторика как технология развития речи дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает новые требования к развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

В стандарте перед областью речевого развития поставлены конкретные задачи: «владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы». В действительности же задачи по развитию речи детей реализуют все образовательные области. И социально – коммуникативное развитие включает в себя такую задачу как «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками», а «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные» вообще невозможно исключить из процесса коммуникации, невозможно без формирования речевых умений. И область познавательного развития: «формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Область художественно – эстетического развития: «становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений». Все образовательные области работают над формированием и развитием речи воспитанников.

 

И если для образовательной области «Речевое развитие» формирование речевых умений и навыков общения являются предметным содержанием, то для других областей они же являются скорее инструментом, способствующим овладению знаниями общепринятых норм и ценностей, моральных и нравственных, формированию познавательных действий, становления эстетического отношения к окружающему миру и т.д.

Таким образом, становится видно, что сформированные коммуникативные навыки, помогут воспитанниками овладеть предметными знаниями, разовьют способность управлять собственным словом, мыслью, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, создадут благоприятную почву для последующей самореализации личности.

Поэтому «Риторика» как одна из форм непрерывной образовательной деятельности должна иметь место в жизни воспитанников детского образовательного учреждения.

В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому тренинги по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией.

Развитие речи — это составная часть риторики, ее малая частица. Это сочинение, пополнение словарного запаса, это обучение всем видам пересказов, обучение составлению планов.

Но ведь дети могут больше? И где же, как не в дошкольном возрасте начинать обучать их мышлению, размышлению, выражению собственных мыслей?

Но ведь и мыслить, надо научить. Риторика хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина. Она учит творчеству, учит словесному выражению своих мыслей, учит психологии и этике общения.

К старшему дошкольному возрасту в основном заканчивается основной этап речевого развития, у ребенка уже накоплен достаточный словарь, сформированы основные грамматические умения и навыки, развита связная речь, сформирована звуковая сторона речи, поэтому обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста. Но в младшем и среднем дошкольном возрасте должна проводится большая предварительная работа, которая включает в себя пропедевтику коммуникативных качеств хорошей речи, развитие общих представлений о видах речевой деятельности и формирование культуры речевого общения.

Однако современная педагогическая наука предлагает шагнуть дальше и рассмотреть технологию риторизации, которая направлена на развитие коммуникативных действий. Как и любая другая данная технология ориентирована на достижения результата с помощью дидактических приемов.

М.С. Минеева дала определение риторизации: «Риторизация – это механизм (процесс) переосмысления предмета и способов его преподавания, переосмысление образовательного процесса как полноценного диалогового общения по канонам риторики». Сама же риторика по мысли М.С. Минеевой – «…это наука, изучающая такую деятельность, которая существует в виде диалога, осуществляется в ходе замысливания, исполнения и рефлексии, может быть специфически организованной или сопровождать игру, познание, труд, общение (виды человеческой жизнедеятельности), обладать особенностями (существовать в виде текстов – жанров) в конкретных условиях публичного общения».

Ученые В.И. Аннушкин, С.Ф. Иванова, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская и др. «…пытаются доказать жизненную необходимость риторического подхода в концепции гуманитарного образования, обосновывая свою позицию тем, что риторизация создает условия для качественной и содержательной речи, обогащая внутренний мир, оказывая влияние на духовное становление личности ребенка» (И. В. Коровайко).

«Уникальность же науки риторики заключается в том, что благодаря ее содержанию выработаны способы деятельности, которые позволяют человеку на протяжении веков осваивать приемы, помогающие понимать другого человека и эффективно взаимодействовать. Таким образом, риторические способы деятельности можно использовать и для решения дидактических задач» (Е. В. Никульченкова).

В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые компоненты и приемы технологии риторизации.

Цель риторизации – образование и воспитание личности творческой, духовной, обладающей коммуникативной, регулятивной и познавательной компетенцией.

Применяя технологию на практике можно решить следующие задачи:

  • Овладение детьми умением создания собственного текста, тематически и стилистически единого, понятного для собеседника;
  • применение на практике приемов, приводящих к эффективному, успешному взаимодействию в диалоге;
  • развитие у воспитанников связной речи;
  • воспитание грамотного собеседника, творческой личности;
  • формирование предпосылок к овладению универсальными учебными действиями у воспитанников по завершению дошкольного этапа образования.

Вот основные риторические приемы:

  • Речевая разминка, целью которой являются:
  • развитие речевого дыхания, дикции

- формирования умения управлять своим голосом.

  • Риторические игры (как способ подачи нового материала), это и использование театрализованных фрагментов, и беседы – диалоги.
  • Моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемной ситуации с элементами театральной игры).
  • Коммуникативно – лингвистические игры.
  • Игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры поведения.

В результате использования данных технологических приемов у детей формируются следующие речевые умения:

  • Умение пользоваться богатством речи как инструментом для эффективного общения;
  • Умение видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;
  • Умение бережно относится к слову, с которым обращаешься к собеседнику;
  • Разрушение психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в различных речевых ситуациях;
  • Знакомство с наиболее употребляемыми (согласно возрасту детей) устными речевыми жанрами;
  • Совершенствуются невербальные средства общения;
  • Формируется речевой этикет в разных ситуациях общения;
  • Совершенствуются средства выразительности устной речи;
  • Формируется культура слушания.

Таким образом, коммуникативную компетенцию возможно формировать с помощью приемов, которые предлагает технология риторизации. Приемы этой технологии обеспечивают пропедевтику речевого искусства и умения анализировать любую речевую ситуацию, а значит, и использовать это умение в бытовых ситуациях.

Использованная литература

  1. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации. Изд-во «ТЦ СФЕРА», 2018.
  2. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения. Баласс, 2014.
  3. Минеева М.С. Проблемы и трудности риторизации // Риторика диалога в становлении научно – гуманистической системы образования: проблемы исследований и преподавания: Матер. XI науч. -практ. конф. (1-11 ноября 2002г.) / Под ред. М.С. Минеевой. Пермь, 2002.
  4. Никульченкова Е.В. «Риторизация как технология развития речи учащихся». Журнал «Начальная школа» №2/2014.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2014.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год