Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
Развитие речи у детей
Автор: Шааб Татьяна Владимировна   
26.02.2019 20:12

Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школеУровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе

Уровень речевого развития ребёнка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка! Ведь их с нетерпением ждут. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. И вот в жизни вчерашнего крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие.

 

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочёты произношения. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Другим условием становления звукопроизношения является правильное дыхание. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Почему вредно дышать через рот?

Во-первых, воздуха в лёгкие поступает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода.

Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает говорить гнусаво, монотонно. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может начаться кариес. Если вы заметили, что ваш ребёнок, занимаясь своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если губы у него постоянно обветрены – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. А поэтому, я советую вам обязательно проконсультироваться у отоларинголога перед школой.

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим ребёнком, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

Обычно решающим аргументом при записи детей в школу становится знание букв: если ребёнок читает, значит, готов к школе. На самом же деле, дорос ли ребёнок или нет до серьёзных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам. Я остановлюсь лишь на некоторых из них:

  • может подчиняться требованиям учителя работать по правилам и контролировать свои действия?
  • имеет ли элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе, о своей семье, быте и умение пользоваться ими?
  • умеет ли самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить связный рассказ по картинке, овладение звуковой стороной речи. По тому, как ребёнок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложение, а также логику рассказа
  • достаточно ли развит фонематический слух – способность различать звуки родного языка в составе слова? Это можно выяснить, поиграв с ним в игру «Назови лишнее слово» и «Назови звуки»
  • хорошо ли ориентируется в пространстве?
  • обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребёнка в 6-6, 5 года есть все перечисленные навыки, он может справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов.

Основная задача дошкольного воспитания — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Ведь возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. На формирование речи природа отвела всего 9 лет (с1 до 9). После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет.

Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

  • создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами
  • учитывать важность речевого окружения ребенка
  • не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой
  • речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной
  • взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи.

У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа. Через пересказ дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, овладевают родным языком. Затем следует обучать ребенка составлению описательного рассказа. Хорошим стимулом может стать игрушка.

После освоения рассказа — описания можно перейти к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок, по одной картине. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребенка.

Речь ребёнка — важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Таким образом, систематическая комплексная работа по развитию речи детей дошкольного возраста, позволит качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год