Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества" (Педагогический проект "Бабушкин сундучок")
Развитие речи у детей
Автор: Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.   
02.10.2017 13:14

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества (Педагогический проект Бабушкин сундучок)"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества" (Педагогический проект "Бабушкин сундучок")

Авторы:

Г. Верхняя Салда, Свердловская область, МБДОУ «детский сад №41» Петушок» комбинированного вида.

  • Махнева Нина Александровна (учитель-логопед),
  • Легостаева Марина Васильевна (воспитатель),
  • Озорнина Александра Леонидовна (воспитатель).

Актуальность.

Речь является сложным психическим процессом и уникальным инструментом познания мира, который формируется у ребенка в процессе его развития.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт. Кроме того, у детей с ОНР зачастую нарушено и эмоциональная сфера: это проявляется в тревожности, гиперактивности, и наоборот, в замкнутости таких детей.

 

Скачать конспект

Поиски инновационных форм и методов работы с детьми с нарушением речи один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с дошкольниками.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного фольклора создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П. Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д., Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь. В том числе полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно — этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сенситивный период.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

В разделах образовательной программы "Детство" и коррекционной программы автора Н.В. Нищевой, по которой работает наше дошкольное образовательное учреждение, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

  • расширение представлений о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно — эмоциональных впечатлений о произведениях народно — прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально — театральную деятельность; приобщение детей к народным играм.

Таким образом, использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

Гипотеза проекта:

Если использовать устное народное творчество, наряду с современными методиками обучения, не только в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, но и в режимных моментах в течение дня, то можно получить высокие результаты по развитию всех сторон речи ребенка и повысить уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Цели проекта:

Приобщение детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Повышение роли устного народного творчества в развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.

Задачи:

  • Создать условия для знакомства с произведениями устного народного творчества.
  • Разработать систему комплексного применения малых форм фольклора в процессе речевого развития у детей с ОНР;
  • Определить основные направления и формы совместной деятельности с специалистами, педагогами ДОУ и родителями группы.
  • Посредством живого образного языка учить понимать слова и выражения, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь. Обогатить словарь дошкольников.
  • Помочь детям в основании разговорной речи овладеть родным языком. Показать красоту русского языка через устное народное творчество; сформировать интерес к детскому фольклору.
  • Приобщить детей к культуре своего народа.
  • Воспитывать нравственные качества личности — отзывчивости, доброты, взаимопомощи посредством объединения детей в один коллектив.
  • Проследить динамику изменения развития речевого развития в коррекционно-педагогической работе.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

По содержанию: социально — педагогический.

Участники проекта: дети 6-7 лет с ОНР, воспитатели группы, родители, логопед.

Объект проекта — коммуникативная деятельность старших дошкольников.

Предмет проекта – процесс развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Проект направлен на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством.

Проект составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта (ФГОС), примерной программы дошкольного образования "Детство", с учётом программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, коррекционной программы "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)" автора Н.В. Нищевой.

Проект создан с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (образовательных областей) развития детей, обозначенных в ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально- культурных традиций народов Среднего Урала.

Ожидаемый результат.

  • Для детей:
  1. Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к устному народному творчеству.
  2. Развитие речи, речевого творчества, мимики, жестов.
  • Для воспитателей:
  1. Повышение профессионализма.
  2. Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
  3. Пополнение предметно — развивающей среды группы.
  4. Самореализация.
  • Для родителей:
  1. Повышение уровня личностного сознания.
  2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогами.
  3. Самореализация.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-

коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-

эстетическое развитие».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год