Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
Развитие речи у детей
Автор: Соколова Евгения Анатольевна   
27.01.2017 01:13

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природыРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы

Автор: Соколова Е.А.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – это средство общения и познания, и является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствуя и обогащая её. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

 

Развитие речи процесс сложный, творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников через познание мира природы.

В дошкольном возрасте дети постигают мир природы и человека. Детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях животного и растительного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, вода, песок, земля и др.) и природными материалами (дерево, глина и т. д.)

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребенок может определять сам: цвет, форма, вкус, запах, размер и т. д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определенных условиях, — это свойства предметов, повадки животных Например, Волк. Портрет – большой зверь, хищник. У него есть глаза, уши, хвост и т. д. Тело покрыто шерстью. Повадки – живут семейными группами, а зимой объединяются в стаи.

Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками (над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади).

Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни).

Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, стекло, пластилин, ткань и т. д.) Полученные представления закрепляются в деятельности детей.

Детей знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других), бытовой (труд для себя и семьи), отдых, увлечения (труд для души).

Большое значение для речевого развития играют средства, методы, приемы, используемые для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. д.) используются и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (куст, цветок, дерево, пенек и т. д.)

По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может она приведет нас в сказку». «Подойдите к этому цветку. Может быть, здесь спряталась сказка?»

Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок), отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор пойдет о сказке «гуси – лебеди». Дети рассматривают дерево, ветки, листья, плоды (если есть), пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке.

Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, пожелания. Воспитатель всегда готов выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Благодаря системному контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластичных формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления, сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказыванием детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи и фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей, листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов, оттенков листьев.

В октябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматриваются плоды деревьев и кустарников (боярышник, шиповник, рябина и др.) Дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строение формы.

Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается разнообразие цвета, фактура (гладкая, шершавая). Обращается внимание на разнообразие листьев в природе: с сильно изрезанными краями, с одной пластинкой (подорожник), с тремя пластинками (клевер). Дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду., жесткие, хрупкие во время заморозков.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (ель, сосна, лиственница). Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за инеем, снегом. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказанием помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов купальницы, одуванчиков, мать-и-мачехи показывается разнообразие оттенков желтого цвета.

Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисовании, лепке, аппликации). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. Дети, под наблюдением воспитателя работают ножницами, используют трафареты, штампы.

Итак, работа по познавательно – речевому развитию проводится в системе и охватывает все ее стороны (словарь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, используя интегрированный подход и здоровье — сберегающие технологии, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.

Источник: интернет ресурсы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год