Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Кашапова Елена Михайловна   
17.03.2016 22:05

«Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»«Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Кашапова Елена Михайловна Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» Пермский край, г. Лысьва

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углублённой работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей через моделирование сказок»

 

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.

Существует три вида моделирования сказки:

  • сериационный
  • двигательный
  • временно-пространственный

Я начала с простого — сериационного вида моделирования сказок. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям сказок: «Репка» и «Теремок».

Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозайку отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца, лису, волка, медведя. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки — это кружочки, полосочки, квадратики.

Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). К сказке «Репка» мы отобрали для 6 персонажей-полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была жёлтым кружком. Дети быстро выложили сказку и рассказали её без труда. В другом варианте я использовала геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки. Выкладывали и рассказывали сказки.

Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда с интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно её рассказали, старались подражать голосам диких животных.

Затем я перешла к более сложному виду моделирования-двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Курочка ряба» и «Заюшкина избушка». По этим сказкам была проведена большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки «Курочка-ряба».

К сказке «Курочка-ряба» мы выбрали в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнесли с персонажем сказки.

К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли одинакового размера кружки, но разного цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объяснили свои действия. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.

В ноябре взяла сказку «Заяц-хваста». В книжном уголке я поместила новую книжку. Отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, пытались определить, что это за книга (сказка или рассказ). Для обыгрывания этой сказки мы отобрали игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрели их, отметили особенности каждой. Сделали и отобрали разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесли их с героями сказки. Ребята, в основном все, без труда рассказывали сказку, используя двигательный вид моделирования.

В декабре я перешла к пространственному моделированию сказок- это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя её структурные элементы, переходя к моделированию.

Предварительно ребёнок проживал эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности её построения.

В декабре я познакомила детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Дали каждому персонажу фигурку-заместителя, они разного цвета и формы. Ещё дала рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки. Спрашивала детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Большинство детей без труда рассказывали часть сказки, глядя в соответствующую рамочку.

В январе я взяла сказку «Крошечка-Хаврошечка». На фланелеграфе я разместила -заместители персонажей, решила с детьми какая фигурка кого будет означать и почему. Модель сказки не давала детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справлялись с заданием, старались полно передать содержание сказки, вспомнили повторы сказки, образные сравнения.

Дети активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга. Используя модель сказки, я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.

Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные.

На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год