Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
Развитие речи у детей
Автор: Постол Татьяна Викторовна   
26.06.2015 10:47

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»

Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Задачи:

  1. Учить детей составлять связный последовательный рассказ по серии картинок.
  2. Учить детей придумывать начало рассказа.
  3. Развивать умение грамматически правильно оформлять предложения.
  4. Учить детей включать в рассказ прямую речь.
  5. Упражнять детей в подборе глаголов-действий, определений.
  6. Упражнять детей в конструировании предложений из слов.
  7. Развивать фантазию и творчество.
  8. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
  9. Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, внимание.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Игра «Хлопни в ладоши»

Учитель-логопед: Я буду называть разные слова, а вы хлопайте только на те слова, которые подходят к весне:

 

  • листопад, снегопад, солнышко, ледоход, вьюга, сосулька, оттепель, метель, проталина, мороз, капель, замерзает, тает, пригревает, метёт, журчит, капает.

2. Введение в тему.

Учитель-логопед: Отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета (заяц)

Учитель-логопед: Докажите, что это заяц.

(Дети аргументируют свой ответ.)

-Сегодня будем придумывать сказочную историю про зайца и снеговика.

3. Рассматривание картинок, расположение их в нужной последовательности

Учитель-логопед: Рассмотрите картинки и подумайте, что случилось вначале, что – потом, что – в самом конце.

(Детям даётся время рассмотреть картинки, после чего картинки выставляются в нужной последовательности и объясняется выбор.)

4. Рассматривание каждой картины по отдельности, беседа по содержанию, работа над уточнением и активизацией словаря.

1 картина.

Учитель-логопед: Кого вы видите на картинке? (Я вижу на картинке зайчика и снеговика.)

-Откуда взялся снеговик во дворе? (Выслушиваются варианты ответов.)

-Откуда прискакал заяц? Зачем? (Выслушиваются варианты ответов.)

-Что захотелось зайке? (Зайцу захотелось достать морковку.)

-Каким был заяц? (Он был очень голодным.)

-Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная морковка. Наверное, она очень вкусная, сладкая! Надо её съесть!)

-Что он сделал? (Заяц подпрыгнул.)

-Удалось ли зайке достать морковку? Почему? (Ему не удалось достать морковку, потому что снеговик был высоким, а заяц маленьким.)

2 картина.

-Что принёс заяц? (Заяц принёс лестницу.)

-Откуда он её мог принести? (Выслушиваются варианты ответов.)

-Что он сделал? (Заяц подставил лестницу к снеговику)

-Расскажите, как заяц доставал морковку. (Он залез на лесенку и стал тянуться лапкой за морковкой.)

-Удалось ли теперь достать ему морковку? Почему? (Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой.)

-Что в это время появилось из-за тучи? (В это время из-за тучи появилось солнышко.)

3 картина.

-Почему зайка сел на лесенку? (Он решил подождать, когда выйдет солнышко и снеговик растает.)

-Какой зайка? (Умный, догадливый, хитрый)

-Как светило солнышко? (Солнышко светило всё ярче и ярче.)

-Что случилось со снеговиком? (Он стал таять.)

-Расскажите, как таял снеговик. (Снеговик стал меньше ростом, ручки и нос-морковка у него опустились, снеговик стал грустным.)

4 картина.

-Что случилось со снеговиком? (Снеговик растаял.)

-Почему снеговик растаял? (Солнышко припекало всё сильнее и сильнее.)

-Во что превратился снеговик? (Он превратился в воду.)

-Что от него осталось? (Лесенка, ведро, ветки и морковка.)

-Что сделал заяц? (Заяц сел и стал грызть морковку.)

-Какая была морковка? (Она была сладкой, сочной, хрустящей.)

(Выделенные слова уточняются и проговариваются детьми.)

Физпауза – пантомима «Дети лепят снеговика».

5. Активизация и уточнение словаря.

1. Подбор определяемых слов и глаголов-действий.

Учитель-логопед: Догадайтесь, к кому из героев рассказа относятся слова:

  • Умный, догадливый, хитроглазый, находчивый, длинноухий … (заяц)
  • Грустный, высокий, серо-белый … (снеговик)
  • Лучистое, яркое, весеннее, ласковое … (солнце)

(При трудностях восприятия сложных прилагательных объясняется их смысл, например: хитроглазый – с хитрыми глазами.)

Учитель-логопед: Подберите свои словечки к героям:

-Какой зайка?

-Какое солнышко?

-Какой снеговик?

-Что может делать заяц?

-Что может делать снеговик?

-Что может делать солнышко?

(Совместно с детьми подбирается по 5-6 определений и глаголов-действий.)

2. Конструирование предложений.

-Слова «перепутались», помогите навести порядок:

  • Дети, снеговик, слепить, двор, во;
  • Заяц, лес, выбежать, из;
  • Заяц, морковка, съесть, захотеть;
  • Заяц, подняться, лесенка. По;
  • Солнце, туча, из-за, выглянуть;
  • Лучи, снеговик, растопить;
  • Превратиться, в воду, растаял, снеговик, и;

6. Составление рассказа по цепочке

Образец рассказа:

Однажды дети слепили во дворе снеговика. Он получился высоким, красивым, весёлым. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодным. Заяц увидел у снеговика морковку и сказал: «О-о-о, какая длинная морковка! Наверное, она очень вкусная. Я такой голодный! Надо её съесть». Заяц подпрыгнул, но достать морковку не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.

Около дома заяц увидел лестницу, принёс её и подставил к снеговику. Он залез на лесенку и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой.

В это время из-за тучи появилось солнышко. Заяц был умным, догадливым. Он сел на лесенку и стал ждать, когда снеговик растает. Солнышко светило всё ярче и ярче. Снеговик стал таять. Он стал меньше ростом, руки и нос у него опустились, снеговик стал грустным.

Солнышко припекало всё сильнее и сильнее. Снеговик растаял и превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сладкой, сочной, хрустящей.

Итог занятия

Оценивается качество рассказов детей; дети поощряются.

Серия картин «Заяц и морковка»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год