Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возраста
Психология
Автор: Татьяна Михайловна Базарова   
07.09.2014 22:01

Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возрастаТема занятия педагога-психолога с родителями: «Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возраста»
Цель занятия: совершенствовать общение родителей с детьми, анализировать и синтезировать позитивный опыт общения с детьми. Углубить знания родителей, как воспитать ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям. Формировать родительскую компетентность по развитию коммуникативных способностей детей и гармонизировать детско-родительские отношения.
Методы и формы работы: беседа, решение проблемных ситуаций, ответы на вопросы, элементы игротерапии.
Реквизит: листы бумаги, ручки, листы с цитатами, бумажные цветочки, игрушка цветок.
Ход занятия.
1. Разминка.
Психолог: Уважаемые родители, я рада вас видеть в нашем родительском клубе. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга жестами, мы будем передавать друг другу цветок и приветствовать жестами (воздушный поцелуй, поклон, реверанс, кивок головой и др.).
Психолог:  Тема нашего сегодняшнего занятия «Общение родителей с детьми».
Уважаемые родители, я подготовила несколько цитат которые прошу  вас прокомментировать. (На выполнение данного задания дается 5 мин., чтобы прочитать и подготовить короткий комментарий к цитате).
ЦИТАТЫ
1. «Чем больше балласта, тем труднее становится общение».
2. «Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать».
3. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
4. «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
5. «Научись слушать,  и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
6. «Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово – СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ».
Итак, общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Всему этому ребенок учится в семье, детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? (Ответ родителей).
Психолог: Каким Вы видите идеальное общение «Родитель – ребенок?» Что для этого нужно делать? (Ответ родителей.) Правильно. Должна быть выработана правильная позиция общения.
Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них. И  для того чтобы выбрать наиболее подходящую я предлагаю каждую из позиций опробовать на себе. Для этого нужно разбиться на пары, один будет изображать родителя, а другой ребенка. Вы оба почувствуете на себе достоинства и недостатки занимаемой позиции, а затем поделитесь своими впечатлениями.
Позиция 1. Ребенок сидит на стуле, а родитель стоит перед ним. Между вами идет общение. (Проходит 5 мин. И участники меняются местами).
Психолог: Как вы, чувствовали себя в роли родителя? А как в роли ребенка? Какие плюсы и минусы вы почувствовали в позиции: ребенок смотрит вверх, а родитель – вниз? (Ответ: быстро наступает усталость у обоих участников и как следствие, невнимательность при общении и угасание интереса о предмете разговора).
Позиция 2. Родитель, стоя перед ребенком, ласково гладит ребенка по голове. (Проходит 5 мин. И участники меняются местами). Вопрос к родителю: Вам удобно? Долгим будет ваше общение с ребенком? (Ответ родителя.)
Психолог: Те чувства, которые вы хотели передать ребенку, он их не получит при использовании  данной позиции общения. В этой позиции люди видят друг друга совершенно по-разному. И передать свои чувства они практически не могут.
Позиция 3. «Глаза в глаза». Оба участники присаживаются на стулья и ведут разговор.
Психолог: Родитель вам удобно общаться с ребенком в данной позиции? (Ответ.) А вам ребенок удобно? (Ответ.) Скажите, пожалуйста, которая из 3-х позиций самая удобная для общения с друг другом? (Ответ.)
Психолог: Правильно позиция 3. Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане. Ни один не ощущает себя более важным, значимым и т. п., чем другой.
Итак, можно сделать вывод, что позиция общения – это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Позиция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.
А сейчас давайте проверим себя, насколько вы умеете хорошо общаться с ребенком. Для этого я подготовила несколько ситуации, которые необходимо будет решить. Для этого давайте разделимся на группы, я раздам конверт с ситуацией. Вы можете обсуждать решение ситуаций сообща внутри группы, но отвечать будет только один человек, а другие могут дополнить ответ.
(Психолог раздает конверты с ситуациями, а родители на них отвечают. Психолог контролирует правильность ответов и при необходимости добавляет).
Ситуация № 1. Мама Андрея нашла в кармане у мальчика чужую машинку. «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я знаю, ты добрый и честный. Завтра отнеси ее детям, они тоже хотят играть».
А мама Коли, общаясь со своим сыном, говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!»
Вопрос. В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?
Решение. Первая мама в общении со своим сыном формирует у него положительные черты характера, вторая – отрицательные.
Вначале ребенок для себя «никакой». Он не плохой и не хороший! Плохим или хорошим его делает мать – через свою оценку и действия. Общаясь с ребенком, она обозначает не столько его действия, сколько его самого: «ты добрый» или «ты плохой».
Соответствующая оценка матери формирует его самооценку и сказывается на его эмоциональном состоянии «Я хороший» или «Я плохой».
Ситуация № 2. В неполной семье однажды Дима (7 лет) говорит матери:
- Мне скучно, с папой мы всегда что-то строили.
- Да, и мне грустно, - сказала мама, - раньше мы  жили интересно.
Сын прислонился к маме и заплакал. Заплакала и мама. После этого им стало легче.
Задание. Дайте психологический анализ действий мамы.
Решение. Мама поступила правильно: поняла переживания сына и сказала ему о своем переживании. Обоим стало легче. Они стали ближе друг к другу.
Когда мы  искренне выражаем свои чувства, то и ребенок становится искреннее в выражениях своих чувств, чувствует, что ему доверяют, и он начинает доверять.
Ситуация № 3. Миша (4 года) спросил отца, что такое «процессор»? Папа стал объяснять с точки зрения науки устройство процессора и его название. Ребенок смотрел в лицо отца, стараясь понять его речь. Но постепенно взор его стал гаснуть и он отошел от отца.
Вопросы: Состоялось ли общение отца с сыном?
По каким признакам можно судить об этом?
Было ли разрушено общение, покажите признаки?
Решение. Вначале общение состоялось, об этом говорит то внимание, с каким сын слушал объяснение отца. Но постепенно, по мере того, как папа вводил в свою речь новые малоприятные слова, общение сошло на нет.
Слова, которые не понимает ребенок в речи взрослого, нарушают общение, так как ребенок не может полноценно следить за мыслью говорящего. И если непонятных слов становится много, то мысль ребенка полностью переключается на другое, более понятное и интересное для него.
Ситуация № 4. Влад (6 лет) пришел в слезах домой и пожаловался, что его обозвали «рыжим, рыжим, конопатым». (У мальчика действительно рыжие волосы и много веснушек).
Вопрос: Как мама должна поступить в этой ситуации?
Решение. Мама, не акцентируя на этом внимания, сказала: «Да, действительно у людей бывают волосы разного цвета. У тебя они рыжие. А некоторые дети дразнятся, так бывает. Я понимаю, ты обиделся на них. Но чем больше люди показывают, что им это неприятно, тем больше их дразнят. Посмотри на себя в зеркало, у тебя очень необычный цвет волос, и ты можешь этим гордиться. А мальчикам скажи: «Вам завидно, что у вас не такие волосы». Можешь и посмеяться вместе с ними, что волосы у тебя такого красивого, необычного цвета».
Психолог: Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Я вас попрошу выразить свое впечатление от нашего занятия. Для этого нужно на обратной стороне весеннего цветочка написать свое мнение, что нового узнали, что будете использовать при общении с детьми, а потом мне его вернуть.
(Психолог раздает всем родителям по цветочку и авторучке.) Психолог благодарит всех за внимание и за работу на занятии. На этом занятие заканчивается. Звучит музыка и все уходят.


ЦИТАТЫ
1. «Чем больше балласта, тем труднее становится общение».


2. «Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать».


3. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».


4. «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».


5. «Научись слушать,  и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

6. «Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово – СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ».
СИТУАЦИИ
Ситуация № 1. Мама Андрея нашла в кармане у мальчика чужую машинку. «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я знаю, ты добрый и честный. Завтра отнеси ее детям, они тоже хотят играть».
А мама Коли, общаясь со своим сыном, говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!»
Вопрос. В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?

Ситуация № 2. В неполной семье однажды Дима (7 лет) говорит матери:
- Мне скучно, с папой мы всегда что-то строили.
- Да, и мне грустно, - сказала мама, - раньше мы  жили интересно.
Сын прислонился к маме и заплакал. Заплакала и мама. После этого им стало легче.
Задание. Дайте психологический анализ действий мамы.
Ситуация № 3. Миша (4 года) спросил отца, что такое «процессор»? Папа стал объяснять с точки зрения науки устройство процессора и его название. Ребенок смотрел в лицо отца, стараясь понять его речь. Но постепенно взор его стал гаснуть и он отошел от отца.
Вопросы: Состоялось ли общение отца с сыном?
По каким признакам можно судить об                                      этом?
Было ли разрушено общение, покажите признаки?

Ситуация № 4. Влад (6 лет) пришел в слезах домой и пожаловался, что его обозвали «рыжим, рыжим, конопатым». (У мальчика действительно рыжие волосы и много веснушек).
Вопрос: Как мама должна поступить в этой ситуации?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год