Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Молчуны» поневоле.
Психология
Автор: Батищева Елена Ярославовна   
02.05.2014 01:23

«Молчуны» поневоле.В последнее время идет тенденция  к увеличению нервных расстройств у детей дошкольного возраста. Перечень этих расстройств очень разнообразен. В этой статье мы остановимся лишь на одном из них – избирательном, или как его еще называют иначе, элективном мутизме.
Mutus  (по лат. - молчание) – это временное исчезновение речи под влиянием неблагоприятных психологических воздействий. Но поскольку мы говорим об элективном мутизме, то речь у ребенка не отсутствует  совсем как в некоторых случаях грубых патологий психического или речевого недоразвития, нарушения, а отсутствует лишь в одной, или более социальных ситуациях.
Ребенка с элективным мутизмом, как правило, принимают за сверх застенчивого и очень робкого, такие дети напрочь отказываются общаться с одной группой людей, например, со всеми взрослыми, причем это могут быть и те взрослые, кого ребенок не раз видел, знакомые, друзья семьи, или врачи из поликлиники, продавцы. Также в группу людей обделенным общением “молчуна” могут входить и дети, как правило, это большая часть его группы в детском саду. Причем в отличие от стеснительного ребенка, который  начинает общаться когда проходит первое  смущение, такие дети не вступают в контакт даже после частых встреч со взрослыми  и детьми. Круг общения детей с элективным мутизмом крайне узок, и часто ограничивается  только членами его семьи и близкими родственниками, что,  конечно же, доставляет массу огорчений и неудобств его родителям, ведь они оказываются буквально привязаны к своему ребёнку, вынуждены поневоле выполнять  роль посредника между ним и окружающим миром. Поскольку такого ребёнка принимают за очень застенчивого и робкого его начинают всячески опекать от «лишних» как кажется его близким, волнений, проговаривают за него все его желания и просьбы, добровольно становятся его «переводчиком», или же наоборот, раздражаясь на его болезненную молчаливость  начинают давить на ребёнка, сыпать угрозами и даже наказывать. Как правило, ни первая, ни вторая тактика поведения родителей желаемого результата не приносят, и ребёнок по прежнему отказывается говорить со многими людьми даже в ущёрб себе самому. Поэтому здесь важно знать, что избирательный мутизм – это сложная форма невроза, а вовсе не каприз, и отнестись к этому нарушению нужно со всей серьёзностью.
Когда к психолгу попадает на приём такой «молчун», то первое, что делает специалист, это собирает о нём полную информацию, сопоставляет и суммирует все симптомы, проводит психологическую диагностику. Симптомы позволяющие разграничить застенчивость от мутизма,  и различных видов отклонений в эмоциональном, психическом и речевом развитии следующие:
1.    У ребёнка с мутизмом нормальный  (на уровне возрастной нормы) уровень понимания речи. При этом активная  речь развита достаточно для своего возраста.
2.    Психическое развитие  ребёнка соответствует его возрасту.
3.    Продолжительность отказа от речи с одной или более социальной группой людей больше 4 –х недель.
Как правило вне дома такие дети общаются с помощью жестов, «кивков», или односложных ответов, междометий «угу, ага» т .д., и в отличие от застенчивых детей даже при сильном желании не вступают в контакт с окружающими. Отсюда и замкнутый круг проблем, ребёнок стремиться к общению, и, как правило, имеет  высокий уровень развития, часто даже хочет занимать лидирующую позицию в коллективе, но в силу своего болезненного упрямства, высокой  критичности  по отношению к себе или же из-за травмирующей ситуации (как правило в раннем детстве) или переживаний, гиперопёки матери, неблагоприятного психологического климата в семье,  не может осуществить своё желание.  Отсюда и состояние невроза – высокого нервного напряжения неблагоприятно сказывающегося на всём психическом развитии ребёнка.  Очень часто признаки невроза у таких детей проявляются навящивыми движениями (частое покашливание,  при отсутствии физиологической причины, ребёнок как бы собирается прочистить горло что бы потом что-то сказать, наматывание волос на палец, покачивание ногой, сосание пальца, также рёбёнок может грызть ногти или теребить, мять края своей одежды и т.д.
Дома такой ребёнок, как правило, ведёт себя  противоположным образом, чем в присутствии посторонних, детском коллективе. Он становиться чрезмерно болтливым, могут ярко проявляться негативизм, упрямство, вспышки агрессии.
Поскольку это одна из форм невроза и для исключения других патологий в структуре личности ребёнка психологи нередко рекомендуют посетить и психоневролога. Бояться этого визита не стоит так как комплексные  усилия могут дать больший эффект и помогут в  постановки верного диагноза.
Родителям же важно знать и не упустить момент, когда нужно обратиться за помощью, так как с каждым разом повторяющаяся болезненная молчаливость усугубляется и становиться более продолжительной. И если вовремя не начать коррекцию, то она может принять стойкий характер. Также необходимо помнить, что любое нарушение легче предупредить, чем лечить и корректировать. Поэтому в профилактических целях рекомендации родителям будут следующими:
1.    Следите за своим эмоциональным состоянием и психологическим климатом в семье – дети чутко реагируют на настроение взрослых.
2.    Не предъявляйте ребёнку жёстких, непосильных требований.
3.    Чаще используйте тактильный контакт и возможность показать, как ребёнок дорог, и любим вами.
4.    Избегайте также и чрезмерной гиперопёки -  предоставляйте ребёнку возможность выбора и самостоятельного принятия посильных возрасту и ситуаций решений.
5.    Если вы хотите поделиться с ребёнком своими переживаниями – то помните о его возрасте и старайтесь облечь их в как можно более оптимистичную формулировку, например, «у меня сегодня был очень тяжёлый день, но завтра я думаю, будет лучше».
6.    Не старайтесь всегда идти на поводу  желаний ребёнка, не становитесь его «переводчиком»  предложите ему самому купить себе понравившуюся вещь в магазине, обратиться  к кому-нибудь с интересующим вопросом   при этом  будьте рядом. Даже если инициатива самостоятельности не увенчается успехом не спешите опускать руки и повторите свою попытку позже.
7.    Следите за режимом дня. Как правило, дети с мутизмом  плохо засыпают и ложатся спать. Старайтесь гулять перед сном, не допускайте перевозбуждения и подвижных игр на ночь.
8.    Поскольку у таких детей часто бывают телесные зажимы, мышечные тонусы, то  занятия танцами и посещение бассейна поможет и физическому и психологическому расслаблению.
И наконец, будьте сами  примером доброжелательного, чуткого, общительного и умеющего управлять своими эмоциями человека  - тогда  ребёнку будет легче справиться с любыми возникающими у него проблемами и трудностями.


Педагог-психолог  Батищева Елена Ярославовна          
МАДОУЦРР д/с №158 города Тюмени

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год