Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.
Психология
Автор: Цобехия Анна Юрьевна   
10.07.2015 16:40

Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение для дальнейшей жизни ребенка.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но когда у ребенка имеются какие-либо нарушения в развитии, то соответственно становление эмоционально-личностной сферы затрудняется.

В настоящее время значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема воспитания и обучения детей с ОНР изучалась в работах А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, С.А. Мироновой, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой и др. Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию межличностных отношений, данную особенность впервые отметили Е.А. Аркин и Л.И. Божович.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка, в частности развития эмоционально-личностной сферы. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

 

Скачать конспект

Актуальность нашей работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоционально-личностной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс терапевтических методов, коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности.

Соответственно актуальности данной проблемы перед нами определилась цель исследования: разработка системы комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с использованием комплекса терапевтических методов. Чтобы реализовать вышеуказанную цель нам необходимо:

  1. Изучить психолого-педагогические и специальные исследования по проблеме организации комплексного подхода к коррекции эмоционально-личностного развития у старших дошкольников с ОНР;
  2. Изучить особенности эмоционально-личностного развития у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы в ходе констатирующего эксперимента;
  3. Разработать систему комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с использованием различных методов терапии;
  4. В ходе экспериментального обучения определить содержание и формы использования различных видов терапии в коррекционной работе по эмоционально-личностному развитию детей с ОНР;
  5. Внедрить разработанную нами систему коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР в ходе экспериментального обучения;
  6. Выявить эффективность выделенных условий реализации комплексного подхода в коррекции эмоционально личностного развития старших дошкольников с ОНР в ходе экспериментального исследования.

Экспериментальная работа проводилась в период с октября 2011 г. по март 2012г. на базе МБДОУ центре развития ребенка – детском саду №5 «Чебурашка» (санаторного с тубинтоксикацией) г. Новошахтинска Ростовской области. В экспериментальной работе принимали участие 10 детей с ОНР 3 уровня, посещающих старше-подготовительную группу.

Для выявления уровня речевого развития детей экспериментальной группы нами была использована методика Е.А. Логиновой, С.Б. Яковлевой, по результатам которой установили, что из десяти детей нет ни одного ребенка с нормой речевого развития, шесть детей имеют средний уровень развития речи, четверо – низкий уровень.

С целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы мы выбрали следующие методики:

  1. Таблица для бесед с родителями «Нарушения поведения у детей» (Т. Хельбрюгге, Г. Деринг);
  2. Опросник для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (Н. Л. Кряжева);
  3. Тест для родителей «Оценка уровня тревожности» (А. И. Захаров);
  4. Анкета для воспитателей «Выявление эмоционально неблагополучных детей»;
  5. Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (Р. Берне) — оценка агрессивности и других видов поведения;
  6. Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) — диагностика уровня тревожности;
  7. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) — выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности;
  8. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

Изучив состояние эмоционально-личностной сферы мы сделали вывод, что дети с ОНР старшего дошкольного возраста имеют трудности в общении со сверстниками (100% детей экспериментальной группы), испытывают чувство тревоги (90% детей), бывают часто агрессивны по направлению к себе и к окружающим (80% детей).

Все вышеуказанные особенности эмоционально-личностной сферы осложняются речевым недоразвитием и в комплексе усложняют коррекционный процесс. Поэтому мы предположили, что для успешности коррекционного процесса, направленного на развитие эмоционально-личностной сферы необходима организация комплексного подхода с использованием различных методов терапии.

По степени новизны опыт является поисково-творческим, т. к. при разработке занятий, консультаций и различных мероприятий мы применяли новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассмотрели степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы дошкольников у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий, как с детьми, так и совместно с родителями и педагогами, а также, в повседневной деятельности.

Экспериментальная работа осуществлялась нами фронтально, на индивидуальных занятиях, а также малыми группами. Занятия проводились 3 раза в неделю, и их продолжительность составляла 30-40 минут.

В ходе коррекционной работы, направленной на улучшение эмоционально-личностного развития были использованы следующие методики:

  • Песочная терапия (sand play) — основоположник использования песка в психотерапевтической помощи Карл Густав Юнг, создатель метода Дора Калфф
  • Элементы арттерапии – построен на теории психомоторной связи (И. М. Сеченов, К.Г. Юнг)

- Групповые психокоррекционные упражнения.

В процессе использования вышеуказанных методов мы придерживались следующих принципов гуманистически-ориентированного подхода для эффективности выбранных методов:

  • установление непринужденных дружеских отношений с ребенком
  • принятие ребенка таким, каков он есть
  • ненавязчиво добиваться того, чтобы ребенок открыто говорил о своих чувствах
  • понять чувства ребенка, пытаться обратить его внимание на себя самого
  • позволить ребенку самому регулировать динамику игрового процесса
  • вводить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью

- выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит самого себя.

Необходимым условием при использовании данных методов является эмпатическая связь с ребенком и принятие всех его продуктов творчества.

В процессе итогового эксперимента мы получили результаты, показывающие качественные изменения в эмоционально-личностном развитии детей с ОНР, в первую очередь изменения в поведении – дети смогли почувствовать свою успешность, что способствовало повышению самооценки, дети стали терпеливее, увереннее в себе. Также отмечается снижение уровня тревожности, ослабление агрессивных тенденций, дети стали общительней, чаще вступают в игровые объединения, снизилась конфликтность. В отношении познавательных процессов отмечается развитие мышления и воображения.

Проведенная коррекционно-развивающая работа по улучшению состояния эмоционально-личностной сферы у старших дошкольников с ОНР подтвердила предположение о том, что организация комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с включением терапевтических методов позволила повысить эффективность коррекционной работы.

Литература:

  1. Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия. СПб, 2004
  2. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей. Комсомольск-на-Амуре: изд-во Госпединститута, 1997
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРО, 2000
  4. Эберлейн Г. Страхи детей: Практическое пособие для родителей. – М.: Знание, 1981
  5. Фурманов И.А. Детская агрессивность; психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов, — Минск, 1996.

6.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год