Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
проект "Тайна орнамента обско-угорских народов"
Презентации
Автор: Черемисова Алла Ивановна   
27.07.2014 06:19

проект  "Тайна орнамента обско-угорских народов"МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НЯГАНЬ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 «РЯБИНКА»  С  ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Данигевич Виктория  гр. «Одуванчик»

руководители
Волоковых Любовь Михайловна воспитатель
Черемисова Алла Ивановна воспитатель
г.Нягань

Национальное  искусство угорских народов  тесно связано  с повседневной жизнью и бытом человека. Орнаменты обско-угорских народов разнообразны.
Исследуя искусство обско-угорских народов, мы решили  найти объяснение тайны орнамента.  Искусство северных народов называют искусством, рожденным на снегу.

Скачать конспект

Скачать презентацию

Период  становления орнамента протекал в лесной зоне, где большое изобилие зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству предмета, животного. Народ изображал богатую природу и свою жизнь на севере в орнаментной символике.
Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов  (орнаментов должно быть нечетное число), они являются условными символами солнца, земли, неба, зверей.  Символы-обереги переходили от матери к дочери.
В орнаментах записана история народа, они рассказывают о человеке, с какого он селения, род занятий, достаток, выполняют функцию оберегов. Некоторые орнаменты выполнялись в определенное время по случаю, какого либо события, например: вышивание медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику добывшего медведя. Мастерицы очень гордятся умением изготовлять красивые вещи. Вот почему предметы неповторимы.
Для изготовления изделий используют 5 цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость.
Платье. Для украшения  подола платья  национальным орнаментом используются длинные узкие полоски ярких цветов, которые обозначают разнообразие местного колорита. Голубая полоса – это радость, красная – благополучие. А эти вертикальные прямые линии напоминают нам о том, что с нами святые духи, которые защищают нас.
Сумочка. Сделана она из белого шелка – обозначает удачу и красоту снежных просторов. В центре - орнамент в розетке шишка – это семья. Как из семечка вырастает  дерево, так из маленького   вырастает сильный, работящий человек.
Игольница, украшенная бисером. Игольница предмет для каждой женщины. У хорошей хозяйки каждая иголка имеет свое место. Это не просто предмет обихода – это оберег. В центре игольницы – орнамент птица.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тема:         Тайна орнамента обско-угорских народов.
Актуальность:  Сохранение и развитие уникальности и орнамента обско-угорских народов.
Цель:         Раскрыть тайну об орнаменте обско-угорских народов.
Задачи:
•    Изучить представление о художественном разнообразии и красоте орнаментов обско-угорских народов
•    Формировать умение составлять узор на изделиях, используя орнамент обско-угорских народов
•    Развивать мышление творческую способность
•    Воспитывать интерес к искусству обско – угорских народов
Гипотеза:     Я узнаю тайну об орнаменте обско – угорского народа, буду умело применять знания в изготовлении изделий.

Тип проекта:     Творческо-исследовательский
Вид:            Среднесрочный


1 этап.     Сбор информации для копилки проекта.
•    Подбор научной и художественной литературы
•    Поиск информации в СМИ
•    Встреча с представителями обско – угорских народов.
•    Рассматривание орнаментов обско – угорских народов
•    Просмотр видеофильмов, слайдов.
•    Беседа с родителями.


2 этап     Систематизация собранной копилки.
•    Оформление фотоальбома
•    Беседа: Природа орнаментального искусства.
•    Изготовление изделий с использованием орнамента
•    Изготовление орнамента на основе орнамента обско-угорских народов.
3 этап     Результат
•    В результате полученных знаний изготовлены (сшиты) : платье, сумка, игольница, носки (связаны)
•    Создали библиотеку по теме: «Орнаменты обско-угорских народов».
•    Банк развивающих игр (Приложение №1)
•    Оформленный  фотоальбом (Приложение №2)
•    Слайд программа (Приложение №3)

4 этап     Презентация проекта в группе, МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №6 «Рябинка»
Слайд программа: «Тайна орнамента»
Новизна проекта
Изучила историю создания  орнамента обско-угорских народов и научилась шить и украшать изделия.
Дальнейшее использование
•    Использование мини-библиотеки детьми МАДОУ МО г.Нягань детский сад №6 «Рябинка».
•    Использование орнамента в изготовлении изделий для музея детского сада.

Наряд для куклы своими руками

Каждый орнамент имеет свое значение

В орнаменте - история народа

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я узнала, что природа была источником создания орнамента. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии национального колорита. Надо сохранить культуру обско-угорских народов. Орнаменты красивы в них все предметы Родины моей.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Вершинина Е.,  Голоса древних культур,  Ханты-Мансийск – Екатеринбург, 2008,  стр. 126
2.    Кудрявцев В. Т.,  Ребенок и декоративно- прикладное искусство обских угров, Москва, издательство ИКАР, 2003, стр. 161.
3.    Куриков В., С верой и надеждой - в 3 тысячелетие, Ханты- мансийский округ, издательство Зевс, 2000, стр. 190.
4.    Шешкин П. Е., Мансийские орнаменты,  Петрозаводск, издательство «Просвещение», 1993, стр. 88

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год