Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников |
Поделки из бумаги | |||
Автор: Котельникова Юлия Алексеевна | |||
10.01.2011 23:30 | |||
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений. На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях. Предлагаем вашему вниманию конспект одного из коллективных занятий, которое можно провести в старшей группе. Конспект занятия в старшей группе «Украшения для ёлки». (Коллективная работа) Программное содержание:
Предварительная работа: · загадывание загадок на новогоднюю тематику; · чтение, заучивание стихотворений и песен о новогоднем празднике; · рассматривание иллюстраций, картинок с изображением украшенных ёлочек; · украшение ёлочки в группе игрушками и поделками, сделанными совместно детьми и родителями; Используемые материалы:
Ход занятия. Звучит песенка про новогоднюю елочку. Воспитатель: - Ребята, о каком празднике напоминает нам эта песня? ( Ответы детей) - Правильно! Песня о новогодней елочке! Существует традиция: приносить из леса елку и наряжать ее к новогоднему празднику. Ребята, а зачем наряжают елочку? (Ответы детей) - Верно, ребята, молодцы! Её наряжают, для того, чтобы поднять настроение, создать уют и тепло в каждом доме на новогодний праздник. Мы с вами тоже украсили нашу ёлочку. Как и чем ее украшают? (Ответы детей) - Да, умницы. Посмотрите внимательно на нашу елочку на ней много игрушек, сделанных нашими руками! Мы уже старшая группа и умеем делать замечательные украшения на елку! Какая она у нас? В нашей группе ощущается праздник? - Ребята, сегодня я шла на работу мимо ясельной группы и увидела там эту елочку. (Воспитатель показывает нарисованную не наряженную елку. У нее грустное личико) А с этой елочкой чудесный новогодний праздник можно почувствовать? Почему? (Ответы детей) - Но малыши ещё не умеют делать сами украшения на елку! А ведь уже совсем скоро Новый год! Как же они будут в новогодние праздники без нарядной елочки? Что же делать? Может, мы как то можем им помочь? Как? (Ответы детей) - Какие вы молодцы! Конечно, мы можем им помочь украсить елочку! Как раз сегодня я хотела вам показать, как можно сделать объёмную новогоднюю игрушку на елку! Перед вами прямоугольник из цветной бумаги, складываем его пополам, цветной стороной наружу. Края поднимаем к сгибу. Не цветную сторону «гармошки» равномерно намазываем клеем и крепко прижимаем – получаем книжечку с цветными страницами и белой обложкой. Корешок книжечки – слева. Закругляем правый нижний и правый верхний углы. Тоже самое делаем со вторым прямоугольником. Готовые части игрушки соединяем в одну, для этого намазываем клеем белую сторону первой части игрушки (до сгиба) клеем и приклеиваем вторую часть. Посмотрите что получилось? Вот такие игрушки в конце работы получатся и у вас. Самостоятельная деятельность детей. Дети делают заготовки для игрушек. Физминутка Продолжение самостоятельной деятельности детей. Дети вместе с воспитателем украшают елочку (когда дети начинают украшать елку, воспитатель незаметно добавляет на лицо елочке – улыбку). Воспитатель обращает внимание детей на то, что елочке нравятся украшения, и она даже повеселела! Дети с воспитателем рассматривают свои работы, обсуждают их. Воспитатель задает вопросы: « Катя, как ты украсила елочку? Какого цвета твоя игрушка? Аслан, какой формы мы делали украшения на елку? Ребята, какие шары вам нравятся больше всего?» Воспитатель: - Ребята, а теперь у елочки ощущается праздничное настроение? Давайте у елочки песенку споем, и хоровод заведем! (хоровод «Ёлочка») (Дети преподносят после занятия ёлочку в подарок малышам) МДОУ «Золушка», г. Ноябрьск ЯНАО Воспитатель Котельникова Юлия Алексеевна
|