Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Перспективное планирование "Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста"
Конспекты планов в детском саду
Автор: Сарачкевич Галина Викторовна   
24.07.2015 14:46

Перспективное планирование Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возрастаПерспективное планирование "Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста"

Составила: Сарачкевич Галина Викторовна Воспитатель ГБУЗ АО «Дом ребенка специализированный» Г. Благовещенск 2015г.

Пояснительная записка

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Скачать конспект

Мелкая моторика по развитию речи решают следующие задачи:

  1. Повышает тонус коры головного мозга.
  2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
  3. Стимулирует развитие речи ребенка.
  4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
  5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
  6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
  7. Поднимает настроение ребенка.

В своей работе мы используем весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

Это такие виды деятельности, как:

  1. Пальчиковые игры и предметами и без предметов
  2. Изобразительная деятельность
  3. Игры и прищепками и пуговицами
  4. Игры с крупными бусинами
  5. Игры с игрушками
  6. Конструкторы и наборы строительных
  7. Сенсорные мешочки, лабиринты
  8. Застегивание и расстегивание различных видов застежек
  9. Выкладывание из счетных палочек

Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем, рассказываем, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.

Занятия по развитию речи с использованием упражнений по мелкой моторике проводятся с нашими воспитанниками по подгруппам и индивидуально.

Перспективное планирование составлено мною на основе следующих источников:

  1. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка, разработана и подготовлена МЗ СССР, согласована с управлением дошкольного воспитания МП СССР, 1987г.
  2. ПРОГРАММА воспитания и обучения в детском саду.

Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С, Москва. Мозаика – Синтез 2005.

3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006

5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр "Техинформ", МАИ, 1997

6. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов"/Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002

7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004

Сентябрь

1 – 2 неделя «Этот пальчик хочет спать …».

Цель: развивать у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть – вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Начинать загибать пальчики с мизинчика.

3 – 4 неделя «Этот пальчик…»

Цель: обучать детей точным движениям пальцев правой и левой руки; развивать умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развивать умения договаривать выделенные слова.

Этот пальчик – дедушка, (загибать большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загибать указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загибать средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загибать безымянный палец)

Этот пальчик – я. (загибать мизинец)
Вот и вся моя семья! (вращать кисть, разведя пальцы в стороны)

Октябрь

1-2 неделя «Дружат наши дети»

Цель: развивать умения координировать движения пальцев правой руки и левой, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке.

Дружат наши дети,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

Во время чтения пальцы рук соприкасаются и расходятся. По окончании игры встряхнуть правую левую руку.

3 – 4 неделя «Баиньки, баиньки…

Цель: развивать у детей умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу»); выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки. (указательный и средний палец «бегут» по столу)
Сели на скамейку,
Попросили лейку. (вытянуть вперед указательный палец правой руки, остальные пальцы спрятать в кулаке)

Поливали огород, (поводить указательным пальцем вправо – влево)

Где капустка растет. (соединить кулачки правой и левой руки, изображая кочан капусты)

Ноябрь

1-2 неделя «Осенние листочки»

Цель: развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: сюжетная картинка с изображением осеннего леса.

Осень, осень к нам пришла
И в подарок принесла
Листик клена, (загибать большой палец)
Лист березы, (загибать указательный палец)

Лист осины, (загибать средний палец)
Лист дубка. (загибать безымянный палец)
Чудо – осень! Хороша!
За листком летит листок,

Набегает холодок.
Только елочка в лесу
Не оставила красу –
Не листики на елочке –

Зеленые иголочки. (загнуть мизинец)

3 – 4 неделя «Купим сыну валенки»

Цель: развивать умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола.

Оснащение: картинка с изображением мальчика в валенках.

А баиньки, баиньки (левой рукой возьмите ладонь правой и укачивайте ее)
Купим сыну валенки,
Наденем на ножки, (покажите по очереди «ножки»)
Пустим по дорожке. (выставлять указательный, затем средний палец, как бы пританцовывая)

Декабрь

1-2 неделя «Белка»

Цель: развитие умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.

Оснащение: персонажи пальчикового театра, надевающиеся на пальчики (зайчик, лисичка, воробышек, синичка, мишка); белка, тележка, орешки.

Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки,
Лисичке – сестричке,
Воробью,

Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Загибать пальчики с персонажами в соответствии с текстом потешки.

3 – 4 неделя «Улитка, улитка…»

Цель: развивать умения координировать движения пальчиков правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: игрушечная улитка.

Улитка, улитка! (сжать все пальчики в кулак)
Покажи свои рога, (разжать пальчики, повернуть руку ладонью вверх)
Дам кусок пирога, (загнуть мизинец)
Пышки, (загнуть безымянный палец)

Ватрушки, (загнуть средний палец)
Сдобные лепешки – (загнуть указательный палец)
Высуни рожки. (выставляем вперед вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»)
Январь

1-2 неделя «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Оснащение: картинка с изображением играющих детей зимой.

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибать пальцы)
Собираемся гулять. (показать растопыренные пальцы правой руки)
Катя саночки везет (провести указательным и средним пальцами правой руки по столу)
От крылечка до ворот,

А Сережа на дорожке (сложив пальцы «щепоткой, делать бросающие движения)
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (помахать кистями правой и левой руки)

3 – 4 неделя «Зимняя прогулка»

Цель: развитие умения выполнять действия пальчиками (загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом); развитие координации движений; активизация словаря.

Оснащение: изображение малыша в зимней одежде.

Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку, (загибать мизинец)
Я надену шапку, (загибать безымянный палец)

Я надену шарфик (загибать средний палец)
И ещё платок, (загибать указательный палец)
А потом красивые, (загибать большой палец)
Теплые, пушистые,

Крошки – рукавички
На ручки натяну.

Февраль

1-2 неделя «Дом на поляне»

Цель: развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения (сначала надо договаривать только отдельные слова)

Оснащение: картинка с изображением детей играющих на поляне.

На поляне дом стоит, (сложить ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)

Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)

Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)

В этот домик приглашаем.

3 – 4 неделя «Та – та – та»

Цель: развитие умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальчики правой и левой руки; совершенствовать умения ориентироваться в своем теле.

Оснащение: игрушечные кот и кошка.

Та – та – та! Та – та – та! (вращать кисти обеих рук вправо – влево)

Вышла кошка за кота! (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы правой и левой руки, чмокая при этом, изображая поцелуй)

За кота Котовича,
За кота Петровича, (соединяйте и разъединяйте большие
За кота Ивана Петровича! пальцы правой и левой руки)

Март

1-2 неделя «Сорока – белобока»

Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Сорока – белобока (указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой)
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала, (правой рукой загибать по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца)

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (большой палец поднимается вверх)

Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил – тебе нет ничего!
3 – 4 неделя «Вот поезд наш едет…»

Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: изображение поезда или игрушечный поезд.

Вот поезд наш едет,
Колеса стучат.
А в поезде этом
Ребята сидят.

Гу – гу – гу, гу – гу – гу –
Пыхтит паровоз.
Далеко, далеко
Детей он повез.

Апрель

1 – 2 неделя «Пришла весна»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

Оснащение: весенний пейзаж с набольшим количеством деталей.

Весна пришла красная, (вращать кисти рук)
Пришла весна ясная.
Птицы громко поют. (соединять и разъединять указательные пальцы со средними – «птицы открывают и закрывают клюв»)
%4

Людям спать не дают.

Пчелы гудят

В поле летят. (помахать кистями рук)

С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу)

Медок несут

3 – 4 неделя «Лесные дела»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

Оснащение: шапочки для пальчиков с изображением мордочек зверей – лисы, медведя, зайца, кошки.

Сегодня целый день
Все звери у дела.
Сестричка – лисичка (поднимать указательный палец с «лисичкой»)
Шубу подшивает, (имитировать «шитье иголкой»)

Серый медведь (поднять средний палец с «медведем»)
Сапоги подбивает, (кулачком правой руки стучать по левой ладошке)
Зайчиха под елкой (поднять безымянный палец с «зайчихой»)
Метет метелкой. (имитировать «подметание пола»)

Кошка лыки дерет, (поднять мизинец с «кошкой»)
Коту лапотки плетет.
По болоту босиком (указательный и средний пальцы «ходят» по столу)
Ходит кулик с посошком.

Май

1 – 2 неделя «Солнышко – ведрышко»

Цель: совершенствование движений пальцев рук; расширение словарного запаса.

Оснащение: картинка с изображением солнечного весеннего дня.

Солнышко – ведрышко, (сделать «солнышко» из пальчиков – соединить указательные и большие пальцы правой и левой руки)
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой руки)
%2

По камушкам скачут.

Дождик – дождик, полно лить, (погрозить указательным пальцем правой руки)

Малых детушек мочить. ( «стряхивать воду» с правой руки, затем с левой)

3 – 4 неделя «Быстро тесто замесили»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; расширение словарного запаса.

Быстро тесто замесили (1-2 строчки – имитируем замес теста и
На кусочки разделили, разделку его на кусочки)
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)
И слепили пирожки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)

Пирожки с вареньем,

всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки»).

Июнь

1-2 неделя «Мальчик-пальчик»

Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.

Мальчик-пальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец)
-Я на речке братьев мыл.
-С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец)
С этим братцем щи варил, (Поглаживают средний палец)

С этим братцем кашу ел, (Поглаживают безымянный палец)
С этим братцем песни пел. (Поглаживают мизинчик.)

3 – 4 неделя «Животные Африки»

Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.

За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой — крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?

Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.

Июль

1-2 неделя «Пекарь»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

Пекарь, пекарь из муки выполнять движение «печём пироги»
Испеки нам колобки.
Да сушки – Ванюшке, соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно.
Да баранки – Танюшке соединить большие пальцы и указательные.

Да бублики – Гришке слегка раздвинуть руки в стороны
Да крендель – Маришке кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны

3 – 4 неделя «Овечка»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка.

Оснащение: картинка с изображением овечки.

Вот кудрявая овечка играть растопыренными пальцами
Шёрстка белая в колечках поочередно соединять все пальцы с большим в колечки
Шерстка мягкая, густая выполнять плавные движения кистями с широко
Шубка у овцы такая! раздвинутыми пальцами, как «кошечка».

Август

1-2 неделя «Шарик»

Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: картинка с изображением шарика.

Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в щепотку)
Он становится большой (постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)
Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши)
Воздух вышел (подуть на сложенные ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

3 – 4 неделя «Кораблик»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

Оснащение: картинка с изображением караблика.

По реке плывет кораблик (ладони сложны «корабликом»)

Он плывет издалека (смотрим вдаль)

На кораблике 4 очень храбрых моряка (показываем 4 пальца)

У них ушки на макушке (приставляем ладони к макушке)

У них длинные хвосты (пальцы обеих рук в щепотку, приставляем друг к другу и разводим руки)

И страшны им только кошки, только кошки да коты. (пальцы рук как коготки).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год