Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование речеязыковой компетенции у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях введения ФГОС.
Педагогика
Автор: Гаева Оксана Николаевна   
26.01.2014 06:54

Формирование речеязыковой компетенции у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях введения ФГОС.Гаева О.Н. (Россия, Рефтинский)
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» принят Государственной Думой 2 июня 1999 года.  Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
В законе сказано, что специальное образование — это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка.
С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый базовый закон об образовании в России. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Одним из принципиальных определений закона можно считать понятие качества образования. Качество образования понимается как степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС).   
Стандарт сделан исключительно на индивидуальном психолого-педагогическом подходе.
Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:
слуха
зрения
речи
опорно-двигательного аппарата
задержкой психического развития
умственной отсталостью
выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
множественными нарушениями развития

Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить речевые нарушения, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Речь пронизывает все, без исключения, сферы человеческой жизни. Способность владеть речью  необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социо-культурной адаптации.
В дошкольном возрасте приобретаются основные свойства личности,  именно в этот период  необходимо уделить наибольшее внимание развитию коммуникативных черт характера. А так как речь является главным источником коммуникации, следовательно, задача педагогов – заботиться о развитии речеязыковой компетенции воспитанников с учетом свойств их личности.
Под речеязыковой  компетенцией понимается способность использовать в собственной речи язык как кодовую (знаковую) систему в совокупности ее лексических, морфологических, синтаксических и фонетических средств  для  достижения коммуникативной цели (приема и передачи информации). 
Речеязыковая компетенция оценивается по трем основным критериям:
состояние лексикона ребенка (лексическая компетенция): при определении лексикона ребенка учитывается прежде всего качественный, а не количественный аспект. Качественная оценка предполагает  определение уровня сформированности лексической системности, которая проявляется в наличии разнообразных связей (прежде всего смысловых) между лексическими единицами (семантическая информация: собака – лает, кошка - …, собака – злая, кошка -…, дом – крыша, стул - …).
сформированность грамматических  навыков и умений (грамматическая компетенция):
- навыки словоизменения (овладевают дети к 4 годам):
* образование из ед.ч. мн.ч.;
* образование прилагательных от существительных;
* употребление предлогов.
- сформированность грамматической системы словообразования (овладевают к 6 -7 годам)
* образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
* образование глаголов при помощи приставок (Весной птицы прилетают, а осенью …)

сформированность фонетико-фонологических навыков и умений (фонетико-фонологическая компетенция): к 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи, но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты сами собой не исчезают; необходима помощь логопеда. Кроме правильного звукопроизношения, ребенок  к школе должен овладеть фонологической системой русского языка.
Наиболее ярко уровень сформированности  речеязыковой компетенции проявляется в связной речи. Связная речь – развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто не мыслим.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.  При соблюдении требований к условиям реализации Программы  настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.  На это и направлена программа Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.
Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
-       практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
-       формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
-       подготовка к обучению грамоте; овладение элементами грамоты;
-       развитие навыков связной речи.
Хочется отметить, что вопрос взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов  особенно актуально звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
Стандарт дошкольного образования должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей, которые помогут каждому сложиться как личности, считает Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Литература:

1.    Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика  определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова [и др.]. – М.: Русская Речь, 2010. – 70 с.
2.    Безрукова О.А., Приходько О.Г., Служакова О.И., Челей Н.С. Методические рекомендации  по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Г. Приходько, О.И. Служакова, Н.С. Челей. – М.: Русская Речь, 2012. – 100 с.
3.    Безрукова О.А., Хорошавина Е.В. Сопоставительный анализ уровня сформированности  речеязыковой  компетенции детей дошкольного возраста с первичной (общее недоразвитие речи) и вторичной (при задержке психического развития) речевой патологией) . –– М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
4.    Проект ФГОС дошкольного образования (письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013г. № 08 – 736).
5.    Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская
6.    Федеральный  закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года
7.    Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
8.    Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993. - 103 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год