Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Практика формирования развивающего взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
Педагогика
Автор: Сунцова Елена Артёмовна   
15.10.2013 00:17

Практика формирования развивающего взаимодействия педагогов ДОУ  и семьи

     На современном этапе семейное воспитание признано приоритетом в развитии личности ребёнка. Однако не каждая семья способна в полной мере реализовать все свои воспитательные возможности в силу недостаточного уровня психолого-педагогической культуры родителей. Поэтому цель  педагогов - добиться осознанного  включения родителей в единый педагогический  процесс, который мы рассматриваем как взаимную деятельность, направленную на всестороннее развитие и социализацию ребенка. Опыт показывает, что осознанное включение ро­дителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Но создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относи­тельно планов и намерений друг друга. К сожалению, в практике ра­боты многих ДОУ с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и ро­дителей, характеризующееся  четкими гра­ницами и формальностью обще­ния. Оно затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка. Поддержива­ющее и развивающее взаимо­действия наблюдаются крайне редко. В чем состоит их смысл? Поддерживающее взаимодей­ствие (или поддержка) — это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовнос­ти воспитывающих взрослых. Развивающее, продуктивное вза­имодействие с воспитателями (и другими специалистами детс­кого сада) призвано помогать родите­лям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.


     Поэтому, на наш взгляд, важнейшим условием успешного развития детей является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними. Но как нелегко порой объяснить нашим родителям, что ребенка надо не только накормить и одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками общего воспитательного процесса?
      Опыт работы воспитателей нашей группы по формированию нового типа взаимодействия педагогов и семьи  помог установлению более тесных, доверительных и творческих отношений с родителями, включению родителей в образовательный процесс, как полноправных партнеров.
Для нас основной целью  построения развивающего взаимодействия педагогов с семьёй является достижение оптимальных результатов воспитательно-образовательной работы группы,  всестороннее развитие  и социализация ребенка за счёт расширения поля педагогического воздействия.
 Строительство развивающего взаимодействия  мы осуществляем  по следующим направлениям:
·         Информационно-аналитическая работа
·         Установление  контакта с  членами семьи
·         Информационно-просветительская работа
·         Установление партнёрского сотрудничества педагогов и родителей


Информационно-аналитическая работа включает в себя 2  направления:
·         изучение социально-психологической структуры семьи
·         выявление уровня психолого-педагогической  и общей культуры родителей и образовательных потребностей семьи


Социально-психологическую структура семьи мы изучаем с целью:
·         установить картину межличностных отношений в семье каждого ребёнка;
·         выявить специфику семейного воспитания;
·         выработать тактику  продуктивного общения с  каждым родителем


Уровень психолого-педагогической  и общей культуры родителей и образовательных потребностей семьи мы определяем с целью: выработать оптимальный план педагогического просвещения и обучения родителей с учётом личностного подхода к семье
       Формы работы по этим направлениям используем следующие:
общее анкетирование; собеседования по результатам мониторинга; сочинений родителей на темы «Мой ребёнок», «Семейный праздник» и др.
     Одновременно с информационно-аналитической работой  происходит установление непосредственного контакта с членами семьи и согласование воспитательно-образовательного  воздействия на детей.
Эта работа строится по следующим направлениям:
 а) Родительские собрания; «Круглые столы»; «Дискуссионные клубы»; почта Доверия; работа с родительским комитетом
 б) Дни открытых дверей; Дни добрых дел; присутствие родителей в режимных моментах
 в) Консультации воспитателей и специалистов; встречи и беседы по просьбе родителей
 г) Участие родителей в праздниках и досугах; конкурсах и выставках детского творчества
 д) Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулках; в субботниках и в оформлении групп
 е) Организация в группе уголков «Моя семья», «Мои любимые книжки и игрушки»; «Мои питомцы «и др.
И осуществляется с целью:
 Установление непосредственного контакта и доверительных отношений с членами семьи; определение степени «включённости» родителей в образовательно-воспитательный процесс; подведение родителей к осознанному включению в единый с педагогами процесс воспитания ребенка
      Параллельно с двумя предыдущими направлениями деятельности по формированию развивающего взаимодействия педагогов с семьёй  в группе осуществляется информационно-просветительская работа. Она строится у нас следующим образом:
 а) Информационный блок: «Паспорт группы», «Вот как мы живём», «Почитай-Ка», «Рукодельники», «Наш Вернисаж» и др.
 б) Знакомство с педагогической литературой и периодической печатью «Библиотека продвинутого родителя»
 в) Посещение родителями открытых мероприятий; участие родителей в конференциях, презентациях и др.
 г) Педагогические тренинги; мастер-классы; родительские диспуты, консилиумы
 д) Гостиные «Наш опыт вашим талантам»
И осуществляется с целью:
 обогащение родителей знаниями  образования и воспитания детей дошкольного возраста, повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей и постепенное включение родителей в образовательный процесс, как полноправных партнеров
     Завершающее направление по формированию развивающего взаимодействия педагогов с семьёй - установление партнёрского сотрудничества педагогов и родителей. Основной его целью является:
 обогащение родителей практическими и креативными навыками; осознанное включение родителей в единый с педагогами процесс, направленный на всестороннее развитие и социализацию ребенка
Оно включает в себя:
 а) Педагогические мастерские, организованные педагогами и креативными родителями; мастер-классы; опыт семейных гостиных  «Наш опыт вашим талантам»
б) Совместная детско-родительская практическая деятельность группе:  изготовление поделок, игрушек; совместные игры и чтение литературы; участие в поисковой деятельности; презентации
 в) Совместные детско-родительские домашние творческие работы в рамках  образовательных проектов, праздников, досугов (макеты, коллажи, альбомы, фоторепортажи, стенгазеты и прочее.)
     Педагогические мастерские, организованные педагогами и креативными родителями; в рамках, например, образовательного проекта «Живая Сказка» («Сказочные возможности», «Книжкина страна», «Пальчики и ручки», «Театральная» и др.)  помогают родителям лучше понять особенности развития своего ребёнка и грамотно оказывать ему помощь в развитии. А родителям такие встречи дают возможность получить практическую помощь для полноправного и полноценного участия в различных образовательных мероприятиях группы. Например, научиться и поделиться опытом изготовления сказочных кукол и  макетов для образовательного проекта или разобраться, как грамотно подготовить презентацию любимой книги.
Следующий шаг - совместная детско-родительская практическая деятельность в группе:  изготовление поделок, игрушек; совместные игры и чтение литературы; ролевое участие в проектной деятельности. Участие родителей в практической деятельности группы повышает мотивацию ребёнка к познанию, к деятельности.  Родитель видит своего ребёнка «внутри» педагогического процесса в среде педагогов и сверстников и  ещё глубже проникается пониманием его особенностей. Участие родителей в совместной детско-родительской практической деятельности в группе повышает их педагогический статус и авторитет в глазах ребёнка. Родители включается в образовательный процесс, как полноправные партнеры. А это для нас очень важно.
После таких практикумов большинство родителей готово к грамотной самостоятельной совместной деятельности с ребёнком дома. Изготовление в домашних условиях совместных  творческих работ  даёт возможность создать дома особый эмоциональный фон. Этот фон гармонизирует детско-родительские отношения, создаёт атмосферу интимного сотворчества. В  совместную работу вовлекаются все члены семьи, укрепляются  семейные отношения. В такой атмосфере продолжают укрепляться детско-родительские связи, а стремление ребёнка к познанию возрастает. Следовательно, облегчается  и ускоряется усвоение ребёнком образовательного материала.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год