НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Педагогика | |||
Автор: Андреенко Татьяна Александровна | |||
21.12.2009 10:33 | |||
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Авторы: Круглова Наталия Владимировна – заведующая МДОУ № 2 «Золотая искорка»; Андреенко Татьяна Александровна – заместитель заведующей по воспитательной и методической работе Одна из главных задач детского сада - это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами( белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями). и энергией.
Рациональное и полноценное питание – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей. Этим обусловлено особое внимание к организации сбалансированного детского питания. По мнению ученых (А.А. Баранова, А.К. Кучма, Ю.Ф. Змановский, А.И. Баркан, Л.И. Латохина, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершалова и др.) здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детстве. Именно поэтому, задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной. Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. И у нас, и у родителей должна быть общая цель – вырастить ребенка здоровым. Поэтому вопрос по организации питания мы решаем совместно с родителями. Одним из направлений в работе МДОУ детского сада № 2 «Золотая искорка» является сотрудничество с семьей в вопросах рационального питания детей дошкольного возраста. В ходе работы нами были разработаны традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Значимость поставленной работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка, через организацию рационального питания в семье. Здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах организации правильного здорового питания в семье. С целью определения перспектив взаимодействия МДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка, организации рационального питания мы провели анкетирование, участниками которого стали 220 родителей, дети которых посещают МДОУ. По результатам анкетирования мы выяснили, что 64% родителей отметили отсутствие необходимых знаний и умений как причину, мешающую уделять внимание здоровому питанию ребенка. Выявив низкий уровень знаний родителей по вопросам организации рационального питания детей, мы поставили перед собой задачу вовлечь семью в воспитательно - образовательный процесс с целью повышения педагогической культуры родителей и укрепления сотрудничества с дошкольным учреждением в вопросах организации питания детей. Работа дошкольного учреждения может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому, с семьями воспитанников строится контакт так, чтобы, родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения. В одном случае, более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом - знакомство с публикациями местной прессы МДОУ. В ходе работы над данной проблемой нами были продуманы как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Задачи и содержание работы МДОУ с родителями состоит в следующем: 1) повысить психолого-педагогические знания родителей (лекции, семинары- практикумы, консультации); 2) вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3) способствовать активному участию родителей в организации питания МДОУ. Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия МДОУ и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала в вопросах рационального питания. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей мы осуществляем через ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практической работой. Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны организации питания дошкольников. Наиболее интересны родителям нетрадиционные формы, потому, что они позволяют познакомить их с психолого–педагогической литературой по организации питания детей дошкольного возраста, с данными исследований ученых, погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на правильную организацию питания в домашних условиях, повысить педагогическую грамотность, увеличить время для совместного общения, создать единое родительское сообщество. Рассмотрим их. Кулинарный практикум – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, медиков, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Кулинарный практикум можно организовать следующим образом: на первой встрече в начале учебного года родители определяют вопросы, связанные с питанием детей дошкольного возраста, которые их наиболее волнуют. Педагоги ДОУ собирают информацию, и анализируют ее. С помощью специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения на занятиях. Особенностью занятий в «Кулинарном практикуме» («Значение первых блюд в детском питании» «Блюда из рыбы» «Мясные блюда в рационе дошкольника» «Соусы к блюдам» «Эстетика блюд») является то, что, анализируя предложенную литературу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Данная форма работы так быстро стала популярной в детском саду и собрала довольно обширную аудиторию молодых мам. Школа заботливых родителей – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, позволяет достичь психологического контакта между родителями и педагогами, обеспечить активное усвоение, осмысление информации. Занятия в школе проводятся один раз в месяц в различной форме с привлечением специалистов из области медицины, педагогики и психологии. Школа заботливых родителей – это возможность общения с родителями других групп, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. С учетом пожеланий и интересов родителей составляется тематический план занятий «Школы заботливых родителей». Темы могут быть самыми разнообразными -(«Психолого - педагогические аспекты питания» «Сбалансированное питание детей в МДОУ» «Значение пищевых веществ в жизнедеятельности ребенка» «Витамины — незаменимые компоненты питания». «Рекомендации по питанию детей на летний период» «Питание ребенка в детском саду» «О здоровом домашнем питании детей и взрослых»). Главное, они должны быть актуальны и полезны для родителей. Форма работы данной школы позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное. Чтобы обеспечить присутствие родителей на встречах, наши воспитатели совместно с детьми заранее изготавливают пригласительные билеты. Особое внимание наши воспитатели уделяют маленьким нетрадиционным импровизированным выступлениям перед родителями, в которых обязательно участвуют дети. При организации питания в ДОУ и в семье больше внимания стало уделяться разнообразию и витаминизации блюд. Большинство родителей поняли, что правильная организация питания предусматривает достаточное обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам, в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Родителями взято на вооружение то, что рационально составленное меню должно содержать такой подбор блюд, который соответствует потребностям детей в основных пищевых веществах и калориях с учетом их возраста, состояния здоровья и условий жизнедеятельности. Большинство родителей пришли к выводу, что посещение занятий, семинаров – практикумов помогло им решить многие проблемы с организацией питания детей. Дети стали охотнее есть овощные и молочные блюда, перестали есть в сухомятку, полюбили супы, каши и кисели, освоили основные правила приема пищи, умение вести себя за столом, меньше стали болеть. У детей сформировалось позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания. Родители благодарны педагогам МДОУ за интересные форму занятий, содержательные консультации и полезные семинары – практикумы. К сожалению, не все родители, в меру своей занятости, могут участвовать в специально организованной работе детского сада по организации питания. Одним из путей решения данной проблемы стало создание ежемесячной газеты для родителей «Разговор о правильном питании». Выпуск газеты позволяет наладить тесный контакт между детским садом и родителями, вооружить каждого родителя знаниями и советами по организации питания в семье. Положительные моменты данной формы взаимодействия заключаются в следующем: * родителям предлагается объективная информация, и они решают, что с ней делать; * родители не ограничены во времени, они могут взять издание домой и изучить его в удобное время; * информация, представленная в издании касается детей, посещающих МДОУ; * родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду и связанных с вопросами питания их детей; * родителям предоставляется возможность через издание участвовать в конкурсах, задавать интересующие вопросы по организации питания в МДОУ, реализовать право на участие в совместных творческих делах. Внедренный в 2009 году проект «Приобщение родительской общественности к вопросам рационального питания дошкольников» позволил не только расширить знания родителей о полезных и вредных продуктах, об особенностях животной и растительной пищи, о разнообразии блюд, но и выработать практические навыки по приготовлению некоторых из них. Особенно родителям нравится готовить салаты и бутерброды. Они проявляют столько творчества, выдумки, таланта в процессе работы, делятся своими фирменными рецептами. Таким образом, систематическая, планомерная, целенаправленная деятельность всего коллектива помогла добиться определенных результатов.
|