Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Значение семьи в жизни человека
Педагогика
Автор: Татьяна Гунина   
01.05.2014 09:56

Значение семьи в жизни человекаВоспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко

И правда, без семьи людям тяжело жить. С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Когда ребёнок рождается в неполной семье, его всё равно окружают родные – бабушка, дедушка, дядя, тётя, то есть семья. Без семьи, родных людей, тяжело бывает. Семья даёт поддержку, опору, уверенность. Конечно, в семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно. Каждый член семьи старается понять друг друга. Хочется добавить, что Семейным воспитанием занимались разные педагоги и отечественные, и зарубежные. 
Многие отечественные педагоги такие как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский и зарубежные педагоги такие как Я.А. Коменский, П.Ф.Лесгафт, Песталоцци отмечали важное значение семейного воспитания с рождения ребёнка и их труды оставили неизгладимый вклад в развитие и воспитание человека.
Л.С. Выготский  писал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.
Известный чешский педагог Я.А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка. Он предложил для детей от рождения до 6 лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды он изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное русло.
Подтверждая идею Коменского, по мнению Песталоцци, мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует её ребёнок, к чему он способен, чего желает. «Час от рождения ребёнка – это первый час его обучения».- говорил Песталоцци. Видел мать, как основного воспитателя  для ребёнка. Он разработал методику первоначального воспитания в семье. Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института пособие «Книгу матерей или Руководство для матерей. Как им научить своих детей наблюдать и говорить».
Лесгафт П.Ф. выдвинул мнение, что в годы семейной жизни складывается определённый тип ребёнка как результат усвоения привычек и обычаев семьи. В своей книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, любовь и внимание к их нуждам и потребностям со стороны родителей.
Исключительную важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста К.Д. Ушинский отводил матери. Являясь воспитательницей своих детей она становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский « вытекает уже само собой необходимость полноценного всестороннего образования для женщин».
Л.Н.Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.
В отличие от него, А.С.Макаренко главным условием семейного воспитания  считал наличие полной семьи, где отец и мать живут дружно с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение. Его известное высказывание: «Как можно больше требовательности к ребёнку, как можно больше уважение к нему». В  своих работах, посвященных семейному воспитанию, убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с  первых минут его жизни.
Таким образом, семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Для маленького ребёнка семья- это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.
К выше изложенному материалу хочу добавить моё авторское стихотворение.
Что такое семья?
Семья – это счастье, любовь и тепло!
Семья – это нежность, уют и добро!
Хотя и в семье бывает разлад,
Но каждый друг другу всегда очень рад.
И мы понимаем, что счастье в семье
Даёт нам уверенность в  завтрашнем дне.
Так будем беречь мы нашу семью!
И чувствовать, верить в надежду свою!!!

Список литературы и цифровых образовательных ресурсов:
1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями.-М..2005.-80с.
2.Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуев Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики /Под ред. С.Ф. егорова.-М.,2001.-320с.
3.История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева.-М., 1999.-520с.
4. История зарубежной дошкольной  педагогики /Сост. Н.Б. Мчедлидзе идр.-М.,Пр.,1986.-464с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год