Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
Педагогика
Автор: Лёвочкина Лилия Александровна Шакирова Гюзель Разиловна   
20.05.2019 15:58

«Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ»«Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ»

Авторы:

  • Лёвочкина Лилия Александровна, старший воспитатель
  • Шакирова Гюзель Разиловна заведующий МАДОУ «Детский сад №20» городского округа город Стерлитамака РБ

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

 

Скачать конспект

Цели духовно – нравственного воспитания дошкольников:

  • сохранение духовно — нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям
  • формирование чувства патриотизма через любовь и интерес к культуре своего народа, к малой Родине
  • стремление возродить традиции семейного воспитания
  • создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей.

Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

  • формирование начал патриотизма и гражданственности;
  • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • уважение к представителям других национальностей;
  • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
  • воспитание уважительного отношения к труду.

Музейная педагогика — основное направление работы нашего ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения. В нашем дошкольном образовательном учреждении силами сотрудников и родителей в сентябре 2009 года был создан музей «Лента времени».

Цель музея «Лента времени» — заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  1. Приобщить дошкольников к духовно – нравственной традиции русского, башкирского народа.
  2. На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем.
  3. Средствами нравственно — духовного воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
  4. Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране.
  5. Формирование проектно — исследовательских умений и навыков.

Мероприятия, проводимые в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом. Воспитатели ДОУ совместно с узкими специалистами разработали программу по формированию любви к родному краю у детей дошкольного возраста с использованием потенциала музея ДОУ.

Поисковый музей «Лента времени» имеет следующие разделы:

  1. «Предметы истории башкирского народа» — позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, культурой народа родного края. Для того чтобы дети запомнили элементы народных орнаментов и умели их различать, педагоги ДОУ используют разнообразные формы, например, дидактические игры домино «Башкирские узоры», «Выложи узор», «Найди отличие» и так далее. Проводят беседы познавательного характера, такие как: «Мой родной Башкортостан», «Башкирское народное жилище», «Гостеприимство башкир», «Башкирские народные музыкальные инструменты», «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак». Знакомят с произведениями поэтов, писателей Башкортостана. Полученные детьми знания в свою очередь воплощаются в развлечениях и праздниках таких как «Сабантуй», «Грачиная каша», «Ураза байрам». Каждый праздник сопровождается праздничным угощением. Для этого привлекаются и родители, они готовят сладкие блюда для чаепития. Ребята на этих праздниках показывают старинные обрядовые игры, читают стихи башкирских поэтов, поют башкирские народные песни. Приятно видеть наших детей вместе с родителями на традиционных праздниках. Проводимые нами развлечения и праздники приносят много смеха, веселья и радости не только детям, но и их родителям.
  2. «Предметы истории русского народа» — помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа. Познакомить с культурным наследием предков. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти свое место.

В настоящее время в этом разделе собрана коллекция старинных предметов быта русского народа, широко представлена крестьянская утварь (валек, рубель, утюг на углях, ухват, чугунки, ступа, прялки, самовары, сундук, старинная вышивка, самотканые половики, расписные полотенца и т.д.), народные игрушки и куклы в русских костюмах, предметы народного и декоративно-прикладного творчества.

В целях воспитания интереса детей к русскому искусству и традициям русского народа педагоги ДОУ организуют различные посиделки, проводят народные праздники: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества»; весной — «Масленица»; «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», организуют игры-развлечения «Мода из бабушкиного сундука», игры путешествия «Откуда родом самовар» и др.

3. «История посёлка Шахтау» — воспитатели беседуют с детьми о родном поселке, рассматривают фотографии, слушают песни, разучивают тематические стихи. Совместно с родителями изготовлен макет: «Наш поселок в разные времена»;

4. «История города Стерлитамак» — Цель деятельности: познакомить детей с историей города Стерлитамак, его достопримечательностями; познакомить с особенностями родного края, его историей, памятными местами; Воспитатели создали подборку фотографий, подобрали материал о жизни людей, прославивших наш город. Имеются экспонаты, показывающие продукты производства промышленности современного города.

5. «Коллекция камней» — здесь представлены необычные, редкие камни, разнообразные изделия из природного материала, которые постоянно пополняются.

3. «Фотоматериалы о сотрудниках ДОУ»;

4. «Фотоматериалы о выпускниках ДОУ».

Формы работы в музее следующие:

  1. Экскурсии с целью создания коллекции;
  2. Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета;
  3. Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума;
  4. Конкурсы творческих рассказов;
  5. Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию;
  6. Выставки по созданию тематики, из природного материала, посвященный творчеству писателей, народному искусству;
  7. Викторины;
  8. Проведение праздников, развлечений;
  9. Сбор экспонатов, поисковая работа;
  10. Прогулки, экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями;
  11. Анкетирование родителей по теме мини- музея;
  12. Тематические вечера, занятия;
  13. Театрализованная деятельность;
  14. Интервьюрирование;

Хочется отметить, что экспонаты нашего музея «Лента времени» используются не только на занятиях познавательного цикла, но и по художественно-эстетическому развитию, также при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Музей «Лента времени» стали для нас источником вдохновения. При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Время от времени сюда погостевать приходят не только дети и воспитатели, но и другие сотрудники нашего детского сада. Не удивительно, что музей стал комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых

Китайская пословица гласит "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я пойму". Созданный нами музей "Лента времени" является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление воспитанников о родном крае, его культуре и традициях, живущих людях, их подвигах и профессиональных достижениях, воспитывает истинный патриотизм и духовно-нравственные ценности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год