Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС
Педагогика
Автор: Сенникова Н. А., Коробейникова Е.Л., Мотоусова О.В.   
15.04.2017 13:01

Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС

  • Коробейникова Е.Л., воспитатель;
  • Мотоусова О.В., воспитатель;
  • Сенникова Н.А., учитель-логопед

МАДОУ «Росинка», г. Новоуральск

Современное дошкольное образование предусматривает его вариативность, которая обеспечивает переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Развитие современного дошкольника совершается в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в различных культурных практиках.

 

Скачать конспект

Возможности для социально-культурной и образовательной адаптации детей обеспечивает грамотно организованная и адекватно используемая развивающая предметно-пространственная среда, которая учитывает склонности, интересы, уровень развития и активности каждого ребенка.

В этом учебном году нашу группу посещают дети 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей снижены коммуникативные, а значит, и познавательные возможности, отмечается яркое проявление разных темпов развития. Поэтому, создавая и обогащая развивающую предметно-пространственную среду с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и рекомендаций авторов программы «Миры детства: конструирование возможностей», мы ставили перед собой следующие задачи.

  1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников, учитывая индивидуальные особенности, потребности, возможности и интересы ребенка.
  2. Разработать этапы создания развивающей предметно-пространственной среды, подобрать материалы, оборудование и приемы, используемые для реализации различных культурных практик с целью: поддержки детской инициативы; развития интереса к самостоятельной и совместной деятельности; создания условий для развития коммуникативных навыков; развития познавательного интереса и обеспечения зоны ближайшего развития.
  3. Способствовать созданию единого образовательного пространства и сотрудничеству детей и взрослых (педагогов и родителей) для успешной реализации проекта.

Опираясь на культурологический подход, педагоги группы организовали развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с основными культурными практиками (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, двигательная активность, чтение художественной литературы, коммуникативный тренинг), полки и контейнеры с оборудованием промаркировали специальными значками соответствующей культурной практики.

С учетом принципа доступности была подобрана мебель с открытыми полками, соответствующую росту детей;

Придерживаясь принципа гибкого зонирования, мы разделили группу на три зоны: для спокойной деятельности, активной деятельности, рабочее пространство; все зоны полифункциональны, имеют гибкие границы, трансформируются и варьируются исходя из интересов детей;

Согласно принципу насыщенности среды, в каждой зоне разместили необходимое оборудование и материалы, соответствующие интересам детей, их возрастным особенностям и содержанию программы, использовали материалы пособия «Детский календарь» для создания новых вариантов игр.

Что нового мы внесли в развивающую предметно-пространственную среду, работая в течение 4-х месяцев 2016-2017 учебного года по

программе «Миры детства: конструирование возможностей»?

Средний возраст – начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания. Поэтому пространство группы и все игровое оборудование обозначено специальными значками – семантическими маркерами. Всего их семь, каждый из них обозначает определенную культурную практику, имеет свой цвет (семь цветов радуги), геометрическую форму и несет в себе краткую и четкую информацию.

В целях активизации познавательной активности детей мы дополнили наш «сенсорный центр» игрушками- «шумелками», а также героями группы – Листовичками, сшитыми родителями и наполненными различными материалами: хрустящим целлофаном, мягкой ватой, перекатывающимся горохом, звенящими пробками.

Для повышения интереса к книге и словотворчеству в группе была создана книжка-самоделка «Сказки Листовичков», оформленная с помощью картинок из «Детского календаря» и хранящая в себе сказки, придуманные детьми совместно со взрослыми.

Обогащению словарного запаса, развитию простой фразы и небольшого диалога у детей с речевыми нарушениями и, конечно же, формированию познавательного интереса, коммуникативных навыков и навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками способствуют настольно-печатные игры, изготовленные из материалов дидактического пособия «Детский календарь».

Из одних и тех же картинок мы совместно с родителями создали разные виды игр: «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Ходилки-бродилки». На совместной детско-родительской игротеке взрослые и дети познакомились с новыми вариантами игр и получили возможность поиграть дома, всей семьей, с одними и теми же картинками по-разному, что способствовало повышению интереса и детей, и родителей к «детскому календарю» и увеличению количества приобретенных календарей до 100%.

В развивающей предметно-пространственной среде группы активно работают такие пособия как «Природный календарь», «Река времени» и «Календарь событий», которые помогают планировать и фиксировать различные виды деятельности, природные явления и значимые события.

С целью накопления и обобщения информации по теме «Осень» в нашей группе детьми, педагогами и родителями создан лэпбук – тематическая папка с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, обыгрывать и т.д.

Постепенно заполняя папку, мы выполняли увлекательные задания, проводили наблюдения, изучали, анализировали и систематизировали найденный материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.

Наблюдая за деятельностью детей в различных культурных практиках внутри созданной среды, мы можем отметить следующие факты: положительный эмоциональный настрой детей в группе; отсутствие конфликтов среди детей; стремление детей к общению и совместной деятельности; наличие продуктов детской деятельности; положительная динамика развития детей; невысокий уровень шума.

Таким образом, в группе для детей пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи развивающая предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рекомендациями авторов программы «Миры детства: конструирование возможностей» и обеспечивает полноценное развитие детей в различных культурных практиках.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год