Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Выступление на педсовете: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
Педагогика
Автор: Крадецкая Люция Гарафутдиновна   
27.01.2016 22:17

Выступление на педсовете: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»

Познавательная активность или любознательность-это стремление получить знания об явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей не одинакова. Охарактеризовать познавательную активность у ребенка значит определить уровень её развития. Для этого, во-первых, следует определить область объектов, на которые она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисковой активности ребенка.

 

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить и о её содержании, и о характере её организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по 4 показателям:

  1. Внимание и особый интерес к предмету.
  2. Эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом).
  3. Действие, направленное на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследований.
  4. Постоянное стремление к предмету даже тогда, когда его нет.

Уже по тому, как ребенок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить о его готовности преодолевать трудности, препятствия на пути к распознаванию сути предмета, поэтому разные уровни самоорганизации активности можно увидеть в поведении ребенка в новой и трудной для него познавательной ситуации. Если, столкнувшись с трудностью, он прекращает собственную активность, обращается за помощью взрослого и быстро отходит от неясного предмета, его самоорганизация слаба.

Здесь поведение регулируют предметы, а не он сам. Самая высокая самоорганизация – это настойчивое, упорное стремление преодолеть трудность; поведение направляется собственным намерением.

Решающий фактор как мы считаем, развитие и формирование познавательной активности – это общение ребёнка со взрослым человеком – педагогом, родителями. В процессе этого общения ребёнок усваивает с одной стороны – активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой стороны – способы управления своим поведением, преодолевая трудности в новых ситуациях при решении новых задач.

Исследование позволило выявить три уровня познавательной активности у дошкольников.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ.

Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами (большие, красочные, звучные), а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению (телефон, посуда); отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ.

Его суть – содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и другими предметами, имеющими определённые функции. Привлекает возможность различного их использования, опробования функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ.

Его суть – новое содержание. Интерес и активность показывают скрытые внутренние свойства предмета и в большей степени – внутренние, понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей. Активность направляется целью достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохранен надолго. Вариант этого уровня: цель должна быть достигнута. Уровень интереса к внутренним свойства предмета –это самоорганизация.

Первый уровень познавательной активности чаще наблюдается у детей 3-4-х лет, возможен ещё и в возрасте 5-ти лет. Ребенок сосредоточен на игрушках знакомого типа и занят повторными действиями, в которых воспроизводит способ их обычного употребления, например: ест ложкой, смотрит в зеркало, причесывает- ся, ставит на стол чашки и тарелки, затем перемещает предметы и вновь повторяет действия.

Второй уровень. Познавательная активность характерна для детей 4-5 лет, но достаточно часто обнаруживается у более младших и более старших. Обнаруживается в поведении другого характера: ребенок осматривает все игрушки и быстро выбирает те, которые позволяют ему действовать с ними многообразно, например, сооружает из кубиков различные постройки, превращает их в дом, мост, башню, дорогу, диван и т.д., из этих же кубиков пытается составлять картинки. Все свои действия ребенок комментирует и сопровождает подражательны-ми звуками ( «ррр»; «шшш»; «та-та-та» и т.п.).

Третий уровень. Его достигают многие дети старшего дошкольного возраста (в отдельных случаях наблюдается и в более младшем возрасте). Характерные особенности познавательной активности: беглый осмотр всех игрушек, шутливое опробование действий, воспроизводящих назначение) одно движение — ложка в рот, одно-два движения — прокатывание машины взад и вперед со звукоподражанием «рр», сменяются быстрым переходом к предметам неясного назначения. Дальнейшие действия: ребенок целиком занят изучением предмета неясного назначения. Он сначала торопливо осматривает, прислушивается и присматривается, затем начинает вглядываться более пристально, поворачивать медленнее. Действия сопровождаются комментариями, предположительными. Длительные неудачи вынуждают отложить предмет в сторону, ребенок как бы сосредотачивается на какой-либо знакомой игрушке. Именно «как бы», так как на самом деле он то и дело поглядывает в сторону предмета-загадки. Наконец не выдерживает и пытается выявить секрет игрушки. Даже в случаях неудачи такой тип поведения дошкольника можно характеризовать как высший уровень познавательной активности.

Такой же интерес он проявляет и к книжке: рассматривает внимательно, пытается связать изображаемое на картинках в целостный рассказ. Во время игры малыш постоянно обращается к педагогу, стремясь выяснить его мнение о хорошем и плохом на конкретных примерах.

Сочетание всех признаков поведения детей, разумеется, не всегда так четко единообразно. И тем не менее характерно устойчиво, чтобы служить нормой.

Итак, речь идет о познавательной активности. И её формирование от одной ступени на более высокий уровень означает:

  • создать у ребенка такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня
  • создать условия, при которых ребенку необходимо осуществлять действия более высокого порядка, регулируемые не предметами, а его собственными намерениями.

Обе задачи можно решить специально организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общение со взрослым. Успешность работы зависит от того, как сложилось особое отношение к воспитателю, особое, т.е. характеризующееся стремлением получить его одобрение. Такое отношение может появиться лишь в результате повседневного общения с педагогом, если последний постепенно удовлетворяет специфические – для каждого возрастного периода – потребности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год