Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педсовет на тему «Система правового воспитания дошкольников в ДОУ»
Педагогика
Автор: Авраменко Наталья   
10.10.2015 19:30

Педсовет на тему «Система правового воспитания дошкольников в ДОУ»

Главной задачей программы является ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме о правовых знаниях и соблюдению их в социуме создание условий для формирования у детей правовой компетентности.

 

Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания:

  • логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);
  • эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);
  • принципиально-волевого или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять по трем направлениям вместе с:

педагогическим составом,

родителями,

детьми.

«Право – это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм)

«Кроме прав человек нуждается в необходимости отстоять и душу» (А. Солженицын)

Ожидаемые результаты – это выводы из проделанной работы, что в первую очередь сделала я как воспитатель для детей. Сухомлинский считал, «что многое зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребенка является взрослый, в данном случае воспитатель»

Было изучено много законодательных актов о правах ребенка

Законодательные акты

Конвенция ООН

О правах ребенка

Конституция РФ

Декларация прав ребенка

Закон РФ «Об образовании»

Семейный кодекс

Уголовный кодекс

Законы Воронежской области,

защищающие права детей

Федеральный закон РФ

«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

«Конвенция ООН о правах ребенка «

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту, которые необходимы для его благополучия» 1 Важным для нас стал психолого педагогический аспект, направленный, прежде всего, на «внесение» новых ориентиров в наше сознание: утверждение в обществе подлинно гуманного отношения к каждому его члену, и в том числе к детям. «Декларация прав ребенка» познакомила нас с основным принципом защиты прав детей признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей

1 «Конвенция ООН правах ребенка» М. 2012 с.5 2 «Конституция Российской Федерации» М. 2012, с.8 3 «Семейный кодекс РФ» М. 2009, с17 4 Закон РФ «Об образовании» М. 2009. с 5 5Закон РФ «Об образовании» М. 2009. с 54

«Конституция Российской Федерации» подчеркивает, «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» 2 «Семейный кодекс» помог разобраться в проблеме: ребенок и семья «Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства» 3

«Закон об образовании». Закон РФ «Об образовании» утверждает «право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства» 4 (ст. 5) и предусматривает «административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника» 5 (ст. 56). Эти документы были для меня главными в работе, а также я обратились к методической и художественно публицистической литературе. и, конечно же, к сказкам. Правовое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Было создано правовое пространство, которое помогло решить следующие задачи: Со взрослыми: Формирование гуманного отношения к ребенку. Формирование правовой культуры. Обеспечение защиты прав. С детьми: Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям. Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Развитие коммуникативной компетентности ребенка. Развитие социальных навыков. Формирование правового сознания детей.

Известно, что ребѐнок, права которого не нарушаются, ребѐнок, осознающий свои права и обязанности, — это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим. Права детей можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своѐ особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

Так, первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.

Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребѐнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идет о праве на образование, на жилише и семью, на полноценное питание и т. д.

Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребенка, научить приобщать «себя к проблемам мира».

С целью расширения знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ был проведен педсовет «Система правового воспитания дошкольников в ДОУ» Его девиз «Знаю, реализую, защищаю». Подготовка к педсовету заняло у меня много времени. Он по моему мнению должен быть и содержательным, т. е. нести нужную и полезную для практической работы информацию, и в тоже время занимательным и творческим для участников.

Педсовет я составила из двух частей: теоретическая и практическая. Практическая часть – это занятие, которое я провела с воспитателями. На ее основе было понятно, как провести занятие с детьми. Звучали поэтические строки, рассматривали семейные альбомы.

Значение педсовета

расширять знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ:

  • знакомить воспитателей с правами детей и основополагающими документами по правам ребенка;
  • довести до сведения дошкольников положения о правах ребенка (игры, беседы, повседневная жизнь);
  • разработать методику ознакомления дошкольников с правами ребенка на занятиях.

Я считаю, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений.

Другой вопрос, как и что, рассказать дошкольнику о его правах, как привить ему вкус к жизни в условиях соблюдения прав и обязанностей. Вопрос методики всегда фундаментален в педагогике и напрямую связан с ее методологией. Были разработаны:

Модель педагогического процесса правового образования дошкольника (приложение№1);

Организованная форма обучения (приложение№2);

Самостоятельная деятельность детей (приложение 3).

При отборе материала по правовому воспитанию учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, стремилась создать доступный восприятию детей иллюстративный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции.

Я полностью согласна со славами Б.Т. Лихачѐва, что пед. технология –это организационно — методический инструментарий педагогического процесса. Для реализации задач были использованы различные технологии и методики. Я решила, что ввести ребенка в проблему права мне поможет такая технология как "старая сказка на новый лад". Было необходимо выбрать хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает определенные социальные явления. Я остановили свой выбор на сказке А. Толстого "Приключения Буратино». Так появилась на свет продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из Страны Дураков, где никто не имел представления о правах человека, а тем более — о правах детей. Чтение этой сказки и стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности. Применительно к детям своего возраста, я решила провести правовое воспитание через проектный метод, который помог мне объяснить детям ряд существенных понятий права. Этому методу я отдаю предпочтение, потому что

  1. Это всегда творческий труд «от всего сердца»
  2. Центральное место в проекте ---ребенок. «Ребенок это солнце, вокруг которого все вращается» Д. Дьюи
  3. Всегда индивидуальный подход. Позиция «рядом», «вместе»
  4. Очень мощное саморазвитие
  5. Пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками: воспитателями, детьми и их родителями
  6. Формируется партнерские отношения (Уже не формы работы с родителями, а содружество)
  7. Разнообразные формы и методы работы
  8. В процесс подготовки могут вноситься коррективы.
  9. Проект как пазл сложился и все звенья превращаются в единое целое

Были разработаны и проведены проекты:

«Мое имя» (приложение № 4)

Цель: Формирование основ правового воспитания.

«Уроки здоровья» (приложение № 5)

Цель: Охранять и укреплять здоровье, совершенствовать функции организма ребенка и его полноценное физическое развитие главная задача педагогической работы в дошкольных учреждениях

«Я гражданин России» (приложение № 6)

Цель: воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине, сформировать у детей понятие «Я гражданин России»

«Раз, два, три, четыре, пять выходи скорей играть» (приложение № 7)

Цель: познакомить с различными видами игр. Развивать творческие способности.

«Город Детства» (приложение № 8)

Цель: формирование социально-правовой компетентности детей на основе использования игровых, проблемных, практических методов.

«Правовая азбука» (приложение № 9)

Цель: сформировать у детей представление о правах человека и применение их в обычной жизни.

Участвуя в работе кружка «Живая бумага» (оригами) дети с удовольствием «собирают» любимых героев сказок, которые потом помогают нам разобраться в правовых понятиях. Используя прием драматизации, стараюсь развить у детей умение «вчувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.

Экскурсии помогли мне подвести детей к знакомству с правом на гражданство. Главной темой экскурсии в библиотеку стала знакомство детей с историей нашего города, его символикой. Путешествуя по улицам нашего городка, я обратила внимание ребят на стенд «Лучшие люди района» и «Их подвиг бессмертен» рассказала о них. Рассматривая право детей на медицинскую помощь мы побывали в центральной аптеке, где нам рассказали о медицинских препаратах и угостили гемотоегеном. Экскурсия в школу познакомила детей с правом на образование. Завуч начальных классов Л. В. Сыщук проводит ее очень интересно, познавательно и дети с удовольствием ее слушают. С правом исповедовать свою религию нас познакомили в Христорождественнском храме, где мы с воспитанниками бываем регулярно.

В группе создана мобильная библиотечка. Дети с большим вниманием рассматривают иллюстрации, которые знакомят их с окружающим миром так выполняется право детей на получение информации (Конвенция ООН о правах ребенка ст. 13, ст 17)

Мне очень понравились слова Берестова:

«Не бойся сказки, бойся лжи,

А сказка…сказа не обманет,

Ребенку сказку расскажи

На свете правды больше станет.»

Знакомя их с содержанием сказки обязательно акцентирую внимание детей на то, какое право было нарушено. Ребята и родители с удовольствием выбирают книги для чтения дома. Детям очень нравится прижавшись к маме слушать сказки, рассказы. И когда мы рядом, вместе с ребенком он чувствует заботу и любовь, и он понимает, запоминает правила поведения в таком огромном мире, и в его маленьком сердечке загорается огонек любви, так осуществляется право ребенка на семью и право на любовь. Таким образом библиотечка помогает мне познакомить детей с правовыми нормами, создать дружескую атмосферу и стать ближе друг к другу.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Были выбраны основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. В своей работе использую дидактические игры, такие как:

«Я имею право...»

Цель: дать правовые знания. (Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, затем объясняют свой выбор).

«Я не должен...»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. (Дети раскладывают картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, предметным миром – затем объясняют свой выбор).

«Волшебный сундучок»

Цель: Закрепить правовые знания детей.

«Придумай правовой конец сказки»

Цель: способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли, использовать полученные знания.

«Как поступить правильно».

Цель: формировать представление о положительных и отрицательных поступках, правильно оценивать себя и других.

Проводятся психологические тренинги.

«Все будет хорошо».

Цель: обучать приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

«Птичка»

Цель: это упражнение помогает выразить свою любовь и подарить кому -нибудь теплоту и нежность своего сердца. Упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

«Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

«Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовали сказки, стихи, пословицы, поговорки.

«Миссия воспитателя быть полномочными представителями и посредниками ребенка перед лицом общества И Кириллов.

Роль педагога дошкольного образовательного учреждения, как организующего начала правового воспитания в системе «воспитатель ребенок – родитель» заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий для их практического применения, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства вполне распространенное явление.

Ежедневно взрослые ходят на работу –

Кто недавно, а кто много лет.

И каждый день у всех одни заботы –

Свободных дней у нас почти что нет.

А рядом подрастают наши дети,

Бегут в детсадик, школу, институт.

И ох, как трудно нам порой заметить,

Какими же они у нас растут.

Прислушайтесь к их разговорам, люди.

Они вершат над нами страшный суд.

Ведь в играх детских, спорах, ох как часто

Проблемы очень взрослые встают.

Моя задача, как педагога вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Для широкого и всестороннего обсуждения этой темы было проведено общесадовское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка»

И. В. Бондарчук, ст. лейтенант милиции, инспектор ПДН выступил с сообщением на тему «Ответственность родителей за воспитание своих несовершенно детей» Разъяснил статьи уголовного и административного законодательства по вопросам воспитания детей. Материалы собрания нашли свое отражение на страницах газета «Аннинские вести»

Для правового воспитания дошкольников был разработан план, включающий работу с родителями и детьми. К мероприятиям плана относятся: заключение договоров с родителями; проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта семьи; оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций по данной теме, выставки семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребенка

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей.

Глоссарий

В. Д. Берестов (1928-1998) — русский детский поэт, писатель,

Первые произведения были, опубликовал в журнале "Смена" в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Веселое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.

Л. И. Божович (1908 1981) советский психолог, ученица Льва Выгодского с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

П.-А. Гольбах (1723 – 1789) французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почетный член Петербургской Академии наук. «Декларация прав ребенка», принята Ген. Ассамблеей ООН 20. 11. 1959. Необходимость спец. защиты прав ребенка

Дошкольный возраст этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ и педагог, Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.

«Конституция РФ» высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

12 декабря 1993 года

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» -- 24. 07. 1998 г.

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе;

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

«Семейный Кодекс Российской Федерации» основной нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. 04. 05. 2011г.

Солженицын А. И. русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе.

Литература

«Декларация прав ребенка» М. 2009г.

«Закон РФ «Об образовании» М.2009г.

«Конвенция о правах ребенка» М. 2007г

«Конституция РФ» С-П. 2009г.

«Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» М.2010г.

«Семейный Кодекс Российской Федерации» М 2009г.

О. И. Давыдова. СМ. Вялова

«Беседы об ответственности и правах ребенка»

Москва 2008

С. Козлова «Мы имеем право

Москва 2010

Н. Н. Копытова «Правовое образование в ДОУ»

Москва 2007

Т. А. Харитончик «Правовое воспитание»

Волгоград 2008

СВ. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» Средняя группа, старшая группа Москва 2009

Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка»

Москва 2007

Журнал «Ребенок в детском саду» № 4—7 2005г

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год