Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Краеведение в дошкольном детстве
Патриотизм детям
Автор: Лопушанская Ирина Анатольевна, Ченцова Ольга Николаевна   
26.11.2016 21:27

Краеведение в дошкольном детствеКраеведение в дошкольном детстве

Ченцова О.Н. Лопушанская И. А. воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин Белгородская область

Что может быть для человека дороже, выше, чем любовь к своей Родине! Именно это святое чувство делает его непобедимым богатырем, ведет на новые великие подвиги.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.

 

В нашу жизнь все активнее входит краеведение. Чтобы открыть ребенку большие возможности для проявления творческих способностей. Мы знакомим детей с жизнью, бытом, природой и культурой, отчего края. В нашем детском саду краеведение развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами. Оно способствует осуществлению уровня трудового и нравственного воспитания дошкольников. Перед нами поставлены важные задачи – подготовить подрастающее поколение к созидательной деятельности, общественно-полезному труду.

Коренные преобразования в стране конца ХХ – начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья, в основе которого лежит сложный педагогический процесс – нравственно – патриотическое воспитание.

Чувство Родины – родного края, начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким и родным людям, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Начиная со старшей группы, так как мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи, и они приходят к нам в старшую группу, решаем задачи нравственно – патриотического воспитания.

Продолжаем знакомить с родным краем – Белгородской областью, геральдикой – герб и флаг, областным центром – городом Белгородом, с историей названия города Губкин, геральдикой – города.

Продолжаем обзорное знакомство с географическим расположением области, историей образования области. Основные достопримечательности города (природные, архитектурные, исторические).

Детям интересна роль родного края в годы Великой Отечественной войны. С удовольствием знакомятся с героями фронта и тыла, узнают о том, что 5 августа – День города, что Белгород – город — Первого салюта, что Белгород и Старый Оскол – города Воинской славы России, что Прохоровка – Третье ратное поле России. Предлагаем для рассматривания военные памятники на территории Белгородской области.

Посещаем музеи родного края: историко-краеведческий, библиотеки, памятники и контактные скульптуры Белгородчины.

Знакомим с известными и знаменитыми люди Белгородского края.

М.С. Щепкин — великий русский актер – наш земляк. Н.Ф. Ватутин — военачальник, герой Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В.Г. Шухов – гениальный ученый-инженер. Дважды Герой Труда В.Я. Горин. Знаменитые современники: С. Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, белгородская волейбольная команда «Белогорье» — олимпийцы, Ф.Емельяненко – борец, чемпион мира по боям без правил. Объяснили детям, что небесный покровитель земли Белгородской святитель Иоасаф.

Доносим до детей информацию о народных промыслах Белгородской области, народных умельцах — Борисовская керамика, Старооскольская глиняная игрушка. О преемственности в работе мастеров прошлого и настоящего. О профессиях народных мастеров и умельцев.

Знакомим с Белгородчиной творческой, устным народным творчеством: потешки, прибаутки, заклички, загадки, игры и т.д. С художественной и краеведческой литературой: детские писатели и поэты Белогорья — В. Молчанов, Е.Дубравный, Ю.Макаров, В.Колесник, В Черкесов и др. Музыкальный фольклор. Детские композиторы: А.Балбеков, Е.Рыбкин и др. С песнями о Белгороде, родном крае.

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании ребенка. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать.

Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Воспитывая у дошкольников понятие, Родина мы даем конкретные представления о том, что им близко и дорого. Учим чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитываем любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.

Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только парком или сквером, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Мы проводим некоторые формы педагогической работы: приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми. К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью были проведены такие проекты как; «День победы», «Природа родного края» и др.

Мы стараемся так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Слушая песни и стихи, рассматривая фотографии о Белгородском крае, о подвигах на Курской Дуге, о труде своих земляков, о природе родной Белгородчины, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать себя частью этого прекрасного края.

Знакомя детей с родиной, показывая её особенности, даем представление о родном крае, как части большой страны – России, в которой они живут. Обязательно подчеркиваем, что каким бы особенным ни был наш родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны.

Список используемой литературы:

  1. Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций. Т. М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Белгород: 2015.
  2. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др.: Детство пресс, 2010, — 191с.
  3. Белгород. Очерки о прошлом, настоящем и будущем города.: Бук. Издание. 1969, 156с.
  4. Мой край. Книга для чтения по истории и природе Белгородской области. Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.
  5. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. С. Н. Нифонтова, О. А. Гаштова, Л. Н. Жук. Детство пресс: 2010.
  6. Наша Родина. Составители: Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова.: Просвещение, 1984.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год