Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Гадаборшева Елена Сергеевна | |||
12.11.2018 21:08 | |||
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» выполнила воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 16 детский сад «Солнышко» комбинированного вида г.Искитима Новосибирской области Гадаборшева Елена Сергеевна «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». 1. Постановка проблемы. Актуальность Великая русская культура, классическая русская литература и музыка вырастили, воспитали и продолжают растить и воспитывать творцов национальной культуры каждого из народов России. Классическая русская культура связывала и связывает культуру отдельной нации нашей Родины с мировой культурой. При рассмотрении патриотического воспитания следует исходить из того, что не только каждый народ имеет свою уникальную, неповторимую культуру, но и каждый регион, область, город, деревня имеет свои особенности и свою историческую культуру, тесно связанную с традициями и обычаями данной местности. В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» одной из основных задач является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Личностное становление ребенка начинается очень рано. В процессе его развития нравственность занимает важное место. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье, а в дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями – все это фундаментальная основа нравственно-патриотического воспитания с опорой на общечеловеческие ценности. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам:
Приобщение детей к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Одна из задач нравственного воспитания — воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу и к родной стране. Это — базовый компонент патриотического воспитания. Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение. «Корни художника, писал М.Сарьян, — лежат глубоко в его земле, но крона его шелестит всему миру». Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Прочность, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования нравственно-патриотических качеств важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, об их необходимости и о преимуществах овладения ими. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Механизм нравственно-патриотического воспитания: Данный механизм имеет объективный характер. Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания. Таким образом, в ходе исследования проблемы, изучив методическую и психолого-педагогическую литературу, я определила тему проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить условия повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания дошкольника. Объект исследования – нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем. Предмет исследования — процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи:
Этапы реализации проекта:
Участники проекта: дети, педагоги ДОУ и родители дошкольников.
|