Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с родным городом» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Генералова Светлана Геннадиевна | |||
28.10.2018 11:12 | |||
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с родным городом» Известно, что дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.
Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Скопин имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, появились новые здания, новый памятник, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой Основная цель знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с нашим городом недостаточно. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности. С этой целью в детском саду созданы краеведческие центры. Работая в центрах, дошкольники могут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу Скопину. Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России. В качестве задач определено следующее:
Формы работы в направлении краеведения должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей. Младший дошкольный возраст (3-5лет).
Старший возраст (6-7лет).
Строя свою работу с детьми, мы исходим из того, что она должна быть включена в педагогический процесс, во все виды детской деятельности. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное, «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционный подход к процессу воспитания. Мы начали с создания в детском саду комнаты быта, интерьер комнаты составляют подлинные предметы, появившиеся в результате поездок сотрудников ДОУ и родителей наших воспитанников по району. Предметы русского быта: прялка, люлька, вальки, кухонная утварь – используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с историей нашего города, с русским фольклором, на занятиях по изобразительной деятельности, а также в различных играх. Лапти – шоптовики, берестовики. Эти названия дети слышали не раз. Но другое дело померить их, пройтись в них – никогда не перепутаешь, почему зайчиха в сказках ходит в лыковых лаптях, а медведь — в шоптовиках. В своей работе мы использовали не только экскурсии в краеведческий музей, но и специальные занятия на базе музея. Широко практиковались активные формы познания в процессе какой-либо деятельности, свободный обмен мнениями, ролевые и творческие заданиями. С целью закрепления знаний, полученных в процессе экскурсии в краеведческий музей, в старшей группе ДОУ силами педагогов и родителей создан мини-музей «Наш славный город Скопин». Здесь собраны экспонаты, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего города, его достопримечательностях. Имеется материал о людях, прославивших наш город. Значительное место отводится экспозиции, рассказывающей о знаменитом скопинском гончарном промысле. Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему не мало примеров в истории нашей страны. Мы познакомили ребят с понятием защитник Отечества и конкретизировали его с помощью рассказов о конкретных людях, вставших на защиту Родины. Педагоги самостоятельно подбирали материал, используя краеведческую информацию материалов местного музея, произведений о памятных событиях истории и ее героев. В нашем детском саду стало традицией проведение торжественного утренника, посвященного Дню Победы, и экскурсии к Вечному огню с возложением цветов к памятнику павшим в ВОВ, к памятнику маршалу С.С. Бирюзову, месту расстрела скопинских жителей. Но прежде, чем отправиться на такую экскурсию, необходима подготовительная работа: дать детям представление о войне, какой долгой и жестокой она была, о героизме и подвигах наших солдат. Очень нравятся детям экскурсии на фабрику скопинской керамики, где они познают «тайну рождения Скопинского чуда». Дошкольники с любовью относятся к изделиям народных умельцев, рассматривают их. Играют с ними, а потом с большим интересом осваивают приемы их изготовления. Почти на каждом занятии убеждали наших воспитанников в том, что Скопин может гордиться своими достойными художественными традициями и промыслом, талантливыми руками русских мастеров. Недаром Скопин выбран центром проведения международного конкурса гончарного искусства. Детям рассказывалось, что в этом году в Скопине проходил 5 Международный фестиваль гончарного искусства, а на гончарной площади открыт памятник гончару. В нашем детском саду дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники в Скопине, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность, подчинение ритму природы. Народные праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. Традиционно проводятся праздники Святки», «Масленица», «Троица», «Пасха» и др. Чтобы слова «я люблю свой край» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном детстве.
|