Педагогический проект как система работы педагога по нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста |
Патриотизм детям | |||
Автор: Клименко Татьяна Алексеевна | |||
08.11.2017 04:42 | |||
Педагогический проект как система работы педагога по нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Клименко Татьяна Алексеевна- педагог дополнительного образования УДО «Центр дополнительного образования имени В.Ф. Бибиной» Таврического района Омской области Одной из важнейших задач образования в настоящее время является приобретение детьми нравственных и патриотических чувств, накопленных человечеством, так как уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, тот прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче. Работа по нравственному и патриотическому воспитанию в образовательной системе дополнительного образования ведётся по разным направлениям, начиная с дошкольного возраста, так как студия развивающего обучения «Солнышко» — первая ступень учреждения «Центр дополнительного образования имени В.Ф. Бибиной». В студии занимаются дети от 5 до 7 лет, по её окончании 80% воспитанников остаются в стенах центра и продолжают заниматься в других объединениях по интересам.
Положительный опыт нравственного и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста был получен в результате реализации педагогического проекта «Юный патриот». Идея создания проекта возникла не случайно. В начале учебного года на основании результатов бесед с детьми выяснили, что старшим дошкольникам ещё не доступно понятие «государство», «общество», «Родина», не сформировано целостное представление о месте, где они родились и живут, нет чувства привязанности к родному краю. Но есть чувство привязанности к обычной среде обитания, к родителям, к семье, где формируются привычки, жизненные принципы. Таким образом, было принято решение всю работу по нравственному и патриотическому воспитанию детей объединить в проекте «Юный патриот». Цель проекта: совершенствование патриотического и нравственного воспитания детей через приобщение родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми. В качестве методологической основы работы проекта был выбран событийный подход, который предполагает наличие эмоционально насыщенных, незабываемых дел детей и их родителей. Весь проект был разбит на блоки: занятия и экскурсии, мини-проекты, участие в конкурсах, совместные мероприятия с родителями, акции. Работа по осуществлению проекта была с составления плана мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с историей Таврического посёлка и Таврического района. Занятия, обзорные экскурсии, знакомство со знаменитыми людьми посёлка внесли большой вклад в информационной освещённости дошкольников. Но ни что не запоминается лучше, если что-то сделал сам. Детский мини-проект оказался самой совершенная форма познания дошкольников. Вместе с родителями ребята собирали материал о достопримечательностях и знаменитых людях Таврического, презентовали своим сверстникам. Фотографии были подтверждением, что ребята побывали в этих местах, и помогали дошкольникам последовательно излагать сообщение. Презентации мини-проектов вызвали огромный интерес у слушателей. Малыши с одушевлением и азартом рассказывали о событиях, связанные с представленным объектом. Итоговым мероприятием стал проект «Таврическое — мой край родной» — виртуальное путешествие по Таврическому. Весь материал был собран из детских презентаций и фотоснимков. Виртуальная экскурсия была проведена в форме викторины. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы, каждый раз связывали наглядный материал с собственным опытом или с ребёнком, который ранее делал сообщение. Мы ещё раз убедились в том, что деятельный подход работает не только над тем, кто делает сообщение, но и слушает. Благодаря работе с родителями у нас появилась огромная карта посёлка Таврическое, с дорогами, с названием улиц. Карта помогла дошкольникам представить общую картину посёлка. Вместе с родителями ребята нашли и отметили на ней наиболее значимые объекты Таврического. Отметили улицы и дома, где живут ребята, прошли маршрут от дома и до Центра. Карта посёлка вызвала интерес не только у ребят, но и у родителей и педагогов Центра. Она до сих пор стоит на почётном месте в нашей студии. В результате проделанной работы дошкольники получили не только знания о своём посёлке Таврическое, но и появилось чувство гордости за свой родной край. Изменилось отношение к природе, улицам. Появилось желание сделать, что-то полезное. Так в течение года мы в студии провели несколько акций: «Покормите птиц зимой», «Чистый посёлок», «Дети-детям». Подробнее остановлюсь на акции «Дети — детям». В течение месяца мы готовились к ней: собирали одежду, игрушки и канцелярские принадлежности, вместе упаковывали, а так же готовили концертные номера для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. После проведения акции беседа с детьми показала, что у дошкольников появилось понимание важности семьи, появилось чувство сопереживания, сочувствие, появилось желание всегда помогать тем, кому трудно, будь то человек, животное или растение. Акции в проекте не только расширили мировоззрение детей, но и положительно повлияли на воспитание нравственных чувств дошкольников, объединили детей и родителей. Блок совместных с родителями мероприятий, включён в программу студии и направлен на сближение детско-родительских отношений. В этом году помимо традиционных мероприятий была проведена новая форма квест «Один день в армии» — игра с приключениями, где дошкольники с инструкторами, роль которых играли папы, соревновались в командах, по добыче информации. Мамы в этой игре побывали в роли ведущих и жюри на станциях. Такая необычная форма понравилась всем, ещё больше сблизила детей и родителей. В течение всего года наши ребята принимали активное участие в творческих конкурсах. И в этом направлении родители с детьми оказались союзниками, так как конкурсы которые были выбраны несли не только творческое начало, но и познавательное. К примеру, конкурс чтецов «Таврическое — мой край родной». Обязательное условие подобрать стихи местных авторов. Поиск нужного материала помог детям ещё раз побывать в библиотеке, познакомиться с творчеством земляков о красоте природы Таврического и с чувствами и с эмоциями рассказать об этом своим сверстникам. Поделки и рисунки детей не раз были экспонатами Таврического краеведческого музея и картинной галереи. На экскурсиях в глазах детей чувствовалось гордость за внесённый вклад в общее дело. Из 50 детей победителями муниципальных конкурсов стали –38%. В областных и всероссийских конкурсах приняли участие – 53%, стали призёрами и лауреатами- 16%. Продуктом всего проекта «Юный патриот» стал альбом «Таврическое – мой край родной», куда вошли стихотворения и фотографии о достопримечательностях, знаменитых людях, природе Таврического края. Родители и дети попробовали себя в роли поэтов. Конечно, не все стихи попадали в рифму, но их объединило одно – любовь к родному краю. Мы не останавливаемся на достигнутом. На основании сборника стихов, мы начали работу по созданию видео журнала «Азбука Таврического района». Результативность данного проекта показала положительную динамику в детско-родительских отношениях, отношении к центру, природе родного края. Надеюсь, что положительные образцы поведения и активный интерес к истории, искусству, поэзии, природе родного края, совместному творчеству продолжится, когда ребята станут школьниками.
|