Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе “По родным волжским просторам”.
Патриотизм детям
Автор: Касымова Дилором Рахимовна   
02.01.2016 15:31

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе “По родным волжским просторам”

Подготовил: воспитатель ГБОУ СОШ № 8 п.г. т Алексеевка г.о. Кинель

Касымова Дилором Рахимовна.

Цели:

  • расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,
  • закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,
  • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Материалы: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, д/игра “Назови правильно”, фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), дидактическая игра “Назови одежду”, “Узнай растение”, “Чей головной убор”.

 

Лексика: волжане, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, Русь деревянная.

Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей, в мини-музей детского сада.

Ход НОД:

В группу приносят телеграмму “Встречайте, скоро буду. Почемучка”.

  • Ребята, к нам в гости едет Почемучка! Кто он?
  • Как вы думаете, зачем он приезжает?

Слышится звук подъезжающего автомобиля. Стук в дверь. Появляется Почемучка:

  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут… (дети – Почемучка)
  • Почемучка, а почему тебя так назвали?

Почемучка:

  • А потому, что я все время задаю всем вопросы. И у вас тоже хочу спросить. Почему вы здесь собрались? А где вы живете?
  • А что такое Тольятти, Волга, Россия? Почему вы себя называете волжанами? А почему Россию называют многонациональной страной?

Ребята:

  • Почемучка, если ты хочешь узнать что-нибудь, то мы приглашаем тебя совершить вместе с нами путешествие по русской реке Волге.

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

Почемучка:

  • А где протекает Волга? Где она родилась?
  • Приглашаем тебя к карте.

Ребенок:

Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч рек,
Меж болот, из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку. (С. Маршак)

  • Все мне ясно, а почему говорят, что на Волге живут разные народы?
  • Ты задал правильный вопрос, Почемучка. Россия – самая большая страна в мире, посмотри на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А мы живем на Волге и потому нас называют волжанами. На берегах Волги, Почемучка, живут (дети прикрепляют маленькие фигурки) мордва, татары, чуваши, русские, другие народы.
  • Как много и какие все красивые.
  • Почемучка, а ты посмотри на нас внимательно, что-нибудь замечаешь необычного?
  • Ой, и правда, ребята, вы одеты необычно. А почему?
  • А это секрет, оставайся с нами и мы тебе все покажем и расскажем.

Звучит чувашская народная мелодия. Девочка, одетая в чувашский национальный костюм, приглашает детей и Почемучку на посиделки (все приглашения на чувашском языке с переводом). Их встречает хозяйка в национальном чувашском костюме и рассказывает о своем народе.

Д/игра “Назови одежду”. П/игра “Скок-перескок” (на какую русскую игру похожа?).

Почемучка:

  • Как интересно, и необычно. Спасибо вам, ребята! А у меня для вас письмо.

Воспитатель читает: “Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех”. Перевод.

  • Ребята, Почемучка, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.

Хозяйка приглашает на татарском языке с переводом:

Пошмак су, почерек су
Син мине яхиш то
Битяэрем аллансын
Кулларым ачарсым.

Хозяйка приглашает, дети рассматривают ее одежду, называют ее.

  • А что еще на голове носят татарские женщины? (Калфан) А мужчины? (Тюбетейки)
  • Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?
  • А как пьют чай татары? (Из пиалы, крепко заваренный и наливают понемногу)
  • А я приготовила вам игру “Найди головной убор”. П/игра “Каравай”.

Радыхнын, турган конеэ
Без петердек ах калаг
Менэ тундый кинлектэ
Менэ тундый торлыктэ
Менэ тундый тэбэнэк
Ак калаг ат калаг
Телегэнецне алда кач!

  • Спасибо, хозяюшка, загостились мы у тебя! До свидания.

Почемучка:

  • Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята?
  • Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.

Волшебный ларец:

Позвони в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ? (Да)

  • Сейчас мы это узнаем!

Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских женщин.

  • Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины) А женщины какой национальности?
  • Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
  • А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
  • А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
  • Дети, а чем отличается природа Мордовии от Татарстана, Чувашии.

Д/игра “Что растет? ”. П/игра “Раю-раю”.

Почемучка:

  • Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня.

Воспитатель:

  • Почемучка, посмотри на ребят и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах.
  • Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.

Дети приглашают в гости к бабушке Лие.

Встречает хозяйка: “Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях! Для дорого гостя — и ворота настежь! ”

Воспитатель:

  • Видим, что рады вы нам!
  • Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Егор.

Ребенок:

Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Почемучка:

  • А вы, ребята, какую-нибудь песню знаете?
  • Да! Про блины. (Песня “Блины”)

Воспитатель:

  • Дети, а когда у нас на Руси пекут блины? (На масленицу)

Почемучка:

  • А почему Русь деревянной называют?
  • Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (хозяйка все показывает и нахваливает).

Воспитатель:

  • Почемучка, тебе ребята приготовили загадки, а ты должен отгадки найти здесь, в избе.

В лесу кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

Почемучка:

  • А теперь я вам загадаю, отгадка тоже здесь, в избе.

Что за урод, нога и рот,

Ничего не вижу, ртом таскаю

Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)

  • Молодцы! А еще я слышал, что на гуляньях русский народ всегда частушки поет.
  • Да, мы тоже частушки знаем!

Я пойду, разойдуся
По зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.
Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.
Мы в Тольятти родились,
И в Тольятти мы живем,
Мы – девчоночки-волжанки,
И нигде не пропадем!
Этот город, что на Волге,
Был Татищевым открыт,
Где теперь мы строим “Лады”
И на всю страну гремим!

Хозяйка:

  • На Руси сейчас идет масляная неделя. Сегодня вторник – заигрыш. Вот и поиграем с вами в игру “Русский хоровод”.

Хозяйка:

Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла,
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте –
Блинов моих поешьте.
Не красна изба углами –
Красна пирогами.

Дети:

  • Спасибо вам, хозяюшка, наделил бы вас господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Почемучка:

  • Вот здорово-то как!

Воспитатель:

  • Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: “Где дружат – там живут, не тужат! ”
  • А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
  • Ребята, по масляной неделе завтра среда-сластена. Вот и приглашают хозяйки всех жомов, где мы были, нас на чаепитие за стол, за угощение.

Хозяйки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год