Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Выступление на педагогическом совете на тему «Условия, способствующие самостоятельному экспериментированию, исследованию детей старшего дошкольного возраста»
Познание
Автор: Бажина Евгения Петровна   
16.07.2015 11:21

Выступление на педагогическом совете на тему «Условия, способствующие самостоятельному экспериментированию, исследованию детей старшего дошкольного возраста»Выступление на педагогическом совете на тему «Условия, способствующие самостоятельному экспериментированию, исследованию детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 208

Провела: Бажина Е. П., воспитатель Екатеринбург 2015

Мною создан небольшой комплекс, состоящий из экспериментального уголка, уголка природы, выставочного уголка.

В экспериментальном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать. Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий.

Так, например, после изучения темы "Предмет. Характеристика предмета. Качества и свойства различных материалов" (это могут быть опыты, игры с резиной, пластмассой или стеклом). Дети повторяют самостоятельно опыты, проведённые на занятии, узнают вещи, изготовленные из резины, определяют её качества (структуру поверхности, толщину) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Могут использовать лупы для того, чтобы рассмотреть, например, трещинки на резине или камнях. Вместе с родителями и детьми собираем материал для экспериментального уголка. Здесь надо обратить внимание ребят на изменение свойств резины под воздействием тепла — материал меняет свою структуру, становится липким (надо продемонстрировать нагревание резины над огоньком спички). Стараюсь находить опыты, которых нет в программе, но очень интересные.

Материалы, приборы и оборудование экспериментального уголка (мини-лаборатории) по ознакомлению детей с различными свойствами веществ

Материалы для экспериментирования:

1. Природный материал: шишки, жёлуди, косточки и скорлупа орехов, пух, перья, камешки разного размера и формы, ракушки, кора деревьев, веточки, песок, стружки, опилки (стружки могут быть и от железа, и от дерева);

бросовый материал: кусочки поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, футляры от киндер-сюрпризов, палочки;

плавающие и тонущие, металлические (гайки, болты в контейнерах) и неметаллические (деревянные, пластмассовые) предметы;

семена для проращивания и посадки: овёс, горох, бобы; сыпучие и растворимые продукты:

сыпучие и растворимые продукты:

2. Семена для проращивания и посадки: овёс, пшеница, горох, бобы, фасоль, укроп, петрушка.

3. Сыпучие и растворимые продукты: крупы (манка), мука, сахар.

Оборудование для экспериментов:

4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма (стаканы, бутылочки), воронки, тазики, пипетки, мерные ложечки, формочки, сито, соломинки для коктеля.

Приборы: микроскоп, лупа, весы, часы, компас, разнообразные магниты.

Оборудования и материала должно хватать на каждого ребёнка, который пожелает самостоятельно провести эксперимент, потому что на занятии не каждый успевает его сделать.

Уголок природы.

В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений.

Оборудование и объекты уголка природы

  1. Это аквариум с рыбками (золотые рыбки, гуппи, сомик), оборудование к нему.
  2. Комнатные растения:

разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

с разными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми;

с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности);

с различным расположением листьев (очередным, супротивным — парные, мутовчатые);

разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис);

приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: СВЕТОЛЮБИВЫЕ — листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен);

теневыносливые — листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); ВЛАГОЛЮБИВЫЕ — листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ — листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);

ДАЮЩИЕ ПЛОДЫ (перец, лимон);

имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, петушиный гребень — целозия, бальзамин однолетний); луковицами (выскочка, амариллис); клубнями (глоксиния); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); "усами" (камнеломка, флорофитум, у которого "усы" расположены на цветочных стрелках)"; "живородящие" растения (бриофиллум); лекарственные и фитонцидные (можжевельник, алоэ, каланхоэ).

Также в уголке природы находятся сезонные композиции, выполненные ребятами совместно с родителями из живых растений, цветы (ромашки) из семян ясеня, клёна и других семян; сезонные композиции, выполненные в разных художественных стилях с использованием природного материала.

Оборудование для ухода за растениями: лейка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.

Сезонные растительные объекты:

- мини-огород на окне ("зимний огород"):

посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы);

овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свёклы);

внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки);

перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы);

рассада цветов;

сезонные декоративные растения в композициях — букетах.

Наблюдаем за посеянными растениями на разных этапах развития (это длительные наблюдения), сделаны модели ухода за растениями. Одни и те же объекты используются для различных целей. Большое влияние на ребёнка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним (с удовольствием дети наблюдают и ухаживают за рыбками).

Литература природоведческого характера по изучаемой и изученной теме:

  • детские книги писателей о природе и животных;
  • подборка загадок, примет;
  • энциклопедические справочники;

Красная книга (растения и животные).

Используется на занятиях наглядно -демонстрационный материал:

  • картины из серии: домашние животные, дикие животные, птицы;
  • плакаты: календарь природы (более сложный по содержанию и способу фиксации надлюдений за ростом растений, погодой- разнообразные модели, отражающие высоту стояния солнца, температуру воздуха; фенологические изменения в природе, например поведение птиц, — в зависимости от погоды и сезона.

Наборы дидактических картинок:

  • дикие животные;
  • птицы;
  • рыбы;
  • наблюдения;
  • земноводные и пресмыкающиеся;
  • растения: деревья, кустарники, травянистые растения; овощи, фрукты. Сюжетные картины "Времена года" (природа и сезонная деятельность людей). Глобус, карта.

Макеты плоскостные и объёмные:

  • леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка;
  • сезонные макеты (лес зимой, весной, летом, осенью);
  • природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской горки, моря, пещеры, разрез земли с слоями, природных достопримечательностей родного края;
  • настольно- печатные, дидактические игры природоведческого содержания.

Выставочный уголок

Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки, сделанные детьми. Лучшие вывешиваются в "Галерее картин". вывешиваются фотографии после посещения природы родителей и детей (парка, леса, фотографии белочки, первого распустившегося цветочка на дичке в парке, фотография озеленения участка возле подъезда своего (экологический проект "Цветочный город" (этой весной многие дети со своими родителями уже посадили у подъезда своего многолетние цветы").

Вывешиваются фотографии, сделанные во время самостоятельного наблюдения детей за рыбками в уголке природы; за муравьями на территории детского сада, вороной, клестами,..

3. Использование коллекций.

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, используются для развития навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Создание новых коллекций совместно с детьми вырабатывает у них чувство ответственности, значимости. Коллекции являются и наглядным материалом. Коллекции разнообразны: в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объектами как живой, так и неживой природы.

Образцы, включённые в коллекции, собираются дошкольниками и их родителями (доступность объектов для сбора), мной.

Для работы с детьми мной используются коллекционные материалы:

  • корзинка "Времени " года " (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов)
  • коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород.

Использую и краеведческий материал: фотографии, картины, открытки о природе родного края, а также минералы.

Создала коллекцию "Уголь" (подобраны виды угля по количеству детей в группе для сравнения и анализа. Эти образцы угля привезены мной из Кузбасса, моей Родины);

коллекцию "Известняк" (тоже из Кузбасса);

коллекция лекарственных комнатных растений, растений, очищающих воздух в помещении, а на участке живая коллекция "Лесная аптека", "Растения из Красной книги" (подробно об этой коллекции — как она создавалась и кем, для чего, рассказано в моей статье, которая прилагается ("Региональный компонент и природоохранная деятельность в подготовительной к школе группе").

Все объекты в коллекциях по количеству детей в группе, отвечают критериям безопасности как с точки зрения различных повреждений, так и с точки зрения здоровья. Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) собраны вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

Коллекции пополняются за счёт привозимого материала дошкольниками и их родителями из разных стран и регионов из путешествий.

Стоит ли создавать гербарий, раз он не узнаваем детьми? В этом случае я подбираю фотографии, иллюстрации данного растения, также дети рисуют "портрет" данного растения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год