Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Познание
Автор: Мисорина Елена Александровна   
17.11.2015 13:33

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Воспитатель Елена Александровна Мисорина,

МБДОУ «Д/с ОВ № 99»

Россия, Иркутская область, город Братск,

Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать, и я пойму.
Восточная пословица

Появляясь на свет, ребенок становится маленьким исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. [1]

 

В.А. Сухомлинский в свое время писал, «умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.

Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем.

Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).

Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.

Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми. В своей педагогической практике активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком. Можно использовать различные покупные игрушки, но при желании, можно сделать самим игрушки-самоделки. С такими игрушками дети играют с большим удовольствием.

Игра-упражнение «Кораблик».

Сделать кораблик можно из цветной бумаги.

Мы сейчас отправим кораблики в путешествие. Подуйте на свой кораблик. Упражнение «Ветерок».

Затем спросить у детей: Почему кораблик не плывёт?

Игра-упражнение «Цветы открывают лепестки»

Сделать цветок с длинными лепестками можно из цветной бумаги. При помощи карандаша закрутить лепестки к середине цветка.

А сейчас каждый из вас возьмёт цветок и опустит его в ёмкость с водой.

Что произошло с цветами? Буквально на ваших глазах лепестки начнут распускаться. Почему?

Игра-упражнение «Поймай рыбку»

Где же взять рыбок? Их можно сделать из киндер-сюрприза.

Мы с вами сейчас поиграем.

Опускаем рыбок в бассейн с водой, а затем вылавливаем их при помощи сачков, можно обсудить величину улова.

Игра-упражнение «Цветные шарики»

Разноцветные шарики, связанные из полиэтиленовых пакетов, предлагаю покатать в ладонях, опустить в воду, они не тонут, они плавают. Почему? Можно ловить из воды руками или сачком.

Детям очень нравится играть с ними.

Игры с песком «Разноцветные бусы»

В ёмкости с сухим песком перемешиваются большие разноцветные бусы (для усложнения можно взять разного размера), вам нужно найти бусинки и выложить их на тарелочки.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игрушки хотят поиграть с вами в прятки, закройте глаза, а они спрячутся в песке, а когда я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песке (можно раздувать песок, раскапывать пальцами, пользоваться палочками)

Игра-упражнение «Куличики для мишки»

Возьмите формочки насыпьте в них песок и сделайте для мишки куличики. Получились у вас куличики? (нет) А почему? Потому что песок сухой. Давайте польём его, а сейчас попробуйте сделать куличики. Получились? (да) Почему? Потому что песок мокрый.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок.

«Ползут змейки» — пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях)

«Бегут жучки-паучки» — двигаем всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяйте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Много всего интересного можно найди в окружающем нас мире, если сами взрослые будут наблюдательными и фантазерами. Тогда вместе с вами придумывать новые эксперименты будут и ваши дети.

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», писал В.А. Сухомлинский.

Список литературы:

1. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» //Директор школы. – М. Сентябрь, 2003, №10.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год