Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект непосредственно-познавательной деятельности в подготовительной группе «Березовые тайны»
Познание
Автор: Елфимова Ольга Алексеевна   
26.06.2015 09:01

Конспект непосредственно-познавательной деятельности в подготовительной группе «Березовые тайны»Конспект непосредственно-познавательной деятельности в подготовительной группе «Березовые тайны»

Автор Елфимова Ольга Алексеевна, воспитатель, высшая категория, г Сыктывкар, МАДОУ «Детский сад №65»

НОД предназначена для работы с детьми в подготовительной группе.

Это познавательное занятие, в ходе которого дети уточняют представления о березе, выполняют задания, делают репортажи – сообщения. Презентация к занятию помогает наглядно представить объекты. Итог – созданный детьми в ходе занятия самодельный журнал, на страницах которого раскрываются те или иные особенности березы: красота, полезные свойства, разнообразие видов берез и др.

 

Скачать презентацию

(область «Познание»)

Цель: Расширение представлений детей о березе.

Задачи:

  1. Расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
  2. Развивать интерес к прошлому своего народа, традициям и обычаям.
  3. Развивать познавательную активность, память, мышление.
  4. Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.
  5. Продолжать воспитывать любовь к родине, родной природе через эстетические переживания.

Словарная работа:

  1. Учить детей выражать свои мысли в виде монолога (репортаж).
  2. Активизировать и расширить словарь детей за счет красивых эпитетов, новых слов.

Материал: фото и иллюстрации с изображениями берез, изделий из березы и бересты. Самодельная книжка с листами формата А3 для заполнения страниц детьми по заданиям занятия.

Предварительная работа:

Подготовка с детьми рассказов – репортажей.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и видят на столе вещи.

Воспитатель:

- Интересно, как вы думаете, чьи это вещи? (воспитатель достаёт сумочку с ручкой, блокнотом, микрофоном, видеокамеру, диктофон).

- У журналиста.

- Чем занимаются журналисты? (пишут статьи в газеты, журналы, участвуют в телепередачах.)

-Как вы думаете, каким должен быть хороший журналист?

(высказывания детей).

-Может кто-нибудь из вас вырастет и станет настоящим журналистом.

- А сейчас предлагаю вам превратиться в настоящих журналистов, и помочь мне выпустить новый познавательный журнал.

-Посмотрите, как он называется (показывается первая страница журнала – обложка со словом «Тайны…»).

- Тайны, интересно …

- Какие тайны?

- Давайте посмотрим первый сюжет и попробуем догадаться.

(слайд 2. Показ видеоролика «Во поле береза стояла»).

- Вот как называется наш журнал — «Тайны березы».

- Хотите, чтоб журнал получился интересным? Что можно рассказать про березу, чтобы читатели захотели прочитать наш журнал?

(высказывания детей: какая береза? где растет? чем знаменита?)

-Наверно самое главное, чтоб читатель, особенно если он маленький, должен научиться узнавать березку.

-Предлагаю для этого выполнить первое задание: найдите из всех картинок те, которые относятся к березе.

(дети находят картинки, на которых изображены ствол, ветки, листья, плоды березы, приклеивают их на следующую страницу журнала)

-Хотите, расскажу вам первую тайну?

- Знаете, почему у березки белый ствол? Оказывается для защиты. Белый цвет защищает березку от жарких солнечных лучей.

- А ствол у березы белый из-за вещества бетулин, который окрашивает кору в белый цвет.

-А зачем на стволе черные полоски? Береза через них дышит. В жару полоски раскрываются, и к корням поступает воздух.

-А давайте посмотрим, какие листья у березки. На что похожи? (на треугольник, острый кончик, на сердечко)

- А как вы думаете, зачем плодам березки – орешкам такие крылышки? (Правильно, чтобы ветер разносил их).

- Я думаю, что с помощью наших корреспондентов мы сегодня раскроем много тайн и у нас получится очень интересный журнал.

- Давайте раскроем следующую страницу нашего журнала.

Что здесь написано? «Символ России».

Давайте послушаем репортаж…

Ребенок1:

- А вы знаете, что больше нигде в мире не растут такие красивые белые березы. Береза одно из самых удивительных и красивых деревьев на планете. Россию называют «Страной берез».

-Как вы думаете, почему в России очень любят березу? За что? (она красивая.)

-Давайте и мы с вами полюбуемся красотой березы.

(Показ слайдов на презентации 3,4)

(Воспитатель демонстрирует березу в разные сезоны и читает стихи).

- Про березу пели песни, художники писали картины, поэты сочиняли стихи.

Люблю березку русскую (Прокофьев А.)

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!

Стихотворение (С. Есенина)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Давайте и мы с вами украсим березку в нашем журнале. Кто придумает красивое слово про березку, тот приклеит слово- листик в журнал.

-Давайте подберем к березке слова, опишем её. Какая она бывает? (Стройная, кудрявая, зеленая, золотая, плакучая, нежная, любимая, белая, белоствольная).

(Дети называют слова и прикрепляют в журнале на странице за каждое слово к березке листочки).

-Какая у нас получилась красота!

- Давайте заглянем на следующую страницу.

Как она называется? (Дети читают «Тайны старины глубокой…)

-Чтоб раскрыть эти тайны наши корреспонденты отправились в музей. Давайте посмотрим их репортаж из музея.

Ребенок 2:

А я узнал, что раньше, когда еще не было бумаги, на березовой коре писали письма. Эти письма называют берестяными грамотами. Их находят археологи во время раскопок.

(Показ слайда 5)

Ребенок 3:

Я узнал, что в старину говорили, что береза нужна, чтоб избу освещать. Оказывается, в давние времена не было ни свечек, ни ламп. Люди освещали дом лучинами. Это такая длинная щепка от полена, которую поджигали, и она долго горела и светила в доме. Березовая лучина горела ярче и дольше других.

(Показ слайдов 6,7, 8)

Ребенок 4:

- А еще в старину говорили, что береза болезни прогоняет. При простуде люди заваривали березовые почки и березовые листья, и пили лечебный чай. Березовую кору топили на огне и получившимся дегтем смазывали раны. А березовым веником и сейчас без всякого волшебства в бане прогоняют простуду.

(Показ слайда 9)

Ребенок 5:

В старину про березу говорили, что она семью поит, кормит и одевает. Очень любили в давние времена собирать березовый сок. Этот сок люди пили, делали из него квас, варили из него кисели.

Так береза поит.

(Показ слайда 10)

Ребенок 6:

Раньше не было магазинов, негде было купить посуду. Её делали из березы и березовой коры: тарелки, ложки, туеса, корзинки, лукошки, ковши. Даже обувь плели из бересты- лапти.

(Показ слайда 11)

Воспитатель:

- Название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что веточки, принесенные в дом, защищают от зла. Поэтому березу сажали около дома как талисман, для благополучия семьи и в честь новорожденного ребенка. Беpёзовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хоpоший ypожай.

- Спасибо нашим корреспондентам, Они помогли нам раскрыть еще некоторые тайны березы.

-Давайте посмотрим, что нас ждет на следующей странице нашего журнала. «Тайны березовой коры».

-Что вы знаете про кору? (высказывания детей)

-Как называется кора березы? (береста)

- Давайте потрогаем кору. Какая она? Оказывается, береста удивительна. В посуде, сделанной из бересты, холодное молоко не нагревается и долго не портиться. А горячая еда долго не остывает. А еще в берестяной посуде продукты не портятся, потому что береста убивает микробов.

Даже в наше время есть мастера, которые делают из бересты замечательные вещи.

(показ слайда 12. просмотр видеоролика «Плетение из бересты»)

-А у нас в республике коми мастера тоже делали изделия из бересты.

-Смотрите какие-то слова. Наверно загадки. Попробуйте найти к ним картинки – отгадки.

(Дети читают слова «туес», «пестерь», «чуман», «куд», «пань», «шур-шар»

и подбирают к этим словам картинки).

-А что же нас ждет на следующей странице? Смотрите какой-то мешочек. Вот так тайна. А где же этот мешочек? Наверно его надо найти.

(Дети ищут по группе мешочек).

- Давайте посмотрим, что в мешочке лежит. (Дети достают цветные круги желтого, красного, черного цвета, железку, вишенку, камень)

- Что за чудеса, что за тайна? Опять придется позвать на помощь наших журналистов.

- Первый наш репортаж из далекой камчатки.

(Показ слайда 13, 14.)

Ребенок7: Здравствуйте. Посмотрите, эта береза растет на камнях, на склонах вулканов. Поэтому её назвали каменная. Эта береза растет в тяжелых условиях, она выглядит экзотично. Ствол березы сильно ветвистый, причудливо изогнутый, узловатый.

А вот в лесу каменные березы стоят поодаль друг от друга, так что лес похож на парк – ухоженный и светлый. Эта береза живет довольно долго – до 300 или 400 лет.

-А теперь репортаж из Дальнего востока с заповедника Кудрявая Падь.

(Показ слайда 15)

Ребенок 8: Посмотрите, это удивительная береза. Эта береза самая крепкая. Её нельзя срубить топором, от этой березы даже пули пистолета отскакивают. Древесина этой березы лучше, чем металл. Она не ржавеет и не гниет. Эту березу даже нельзя срубить топором, потому что топор отскакивает от ствола. Если бы из этой березы построили дом, то он стоял бы вечно. Это дерево очень крепкое и тяжелое. Бревно этой березы тонет в воде. Увы, эта береза встречается очень редко. Растет она в заповеднике и охраняется законом. А называют эту березу железная.

-Наш корреспондент передает репортаж из далекой Северной Америки.

(Показ слайда 16)

Ребенок 9: Посмотрите, ребята. Эту березу назвали вишневая. Сейчас расскажу почему. Почему её так назвали? — да из-за коры, похожей на вишневую! И даже запах у её древесины вишневый! Листья у нее тоже какие-то не березовые. Ну вот, скажете вы, и это береза как-то не похожа на березу! Что ж, так и есть!! Увидев такое вот дерево, никто и не подумает на березу

Кстати, еще её называют сладкой. Как вы думаете, почему? Вот и не угадали, не из-за сока! А из-за сладкого запаха!

Еще эту березу можно есть! Да, это правда, никакой ошибки. Едят слой древесины, расположенный сразу под корой. Правда, только весной.

-А сейчас следующий корреспондент побывал на далеком севере, в тундре.

(показ слайдов 17, 18)

Ребенок 10: Здесь березка растет не деревом, а кустарником, высотой едва достает до колен взрослого человека, а бывает и ниже грибов. Поэтому её назвали карликовой. А чаще эта березка просто стелется по земле поверх мхов. Ствол у северной березки толщиной как карандаш. Кора у деревца не белая, а темная, чтобы больше притягивать солнечного тепла. Листья у нашей северной берёзки круглые, размером с десятикопеечную монету. Серёжки карликовая берёза тоже одевает, только они у неё такие же карликовые, не больше ногтя. Летом у берёзки ярко-зелёные листья, а осенью они не желтеют, а краснеют.

Воспитатель:

- Оказывается, кроме привычной, обыкновенной белой березы, в мире существуют множество других видов берез. Около 120 видов. Существуют березы и с розовой, красной, желтой и даже черной корой.

(показ слайдов 19, 20, 21)

- Вот и последняя страница нашего журнала. Я думаю, что благодаря нашим корреспондентам, их репортажам наш журнал получился замечательным.

-Давайте вечером мы покажем наш журнал нашим мамам и расскажем им про березовые тайны.

-Какие тайны березы вы запомнили? Что было самое удивительное?

- Что бы вы посоветовали прочесть в нашем журнале?

- А скоро мы с вами побываем в гостях у коми умельцев, которые мастерят сувениры из бересты и расскажем о них в следующем журнале.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год