Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Познание
Автор: Туркина Ольга Владимирова   
24.05.2015 16:29

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольниковОрганизация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Туркина Ольга Владимировна

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Н.Н. Подьяков, 1995

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

1. Способствует формированию интегративных качеств:

 

Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании, в ходе практической деятельности

Виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)

1. Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)

направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

2. Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)

направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)

Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)

Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

Формирование способов познания путем сенсорного анализа

Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Классификация детского экспериментирования

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
  2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
  3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
  5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
  7. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.)
  8. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
  9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  10. По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
  11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Особенности организации детского экспериментирования в ДОу

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).

В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры науки)

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

  • место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  • место для приборов
  • место для хранения материалов (природного, "бросового")
  • место для проведения опытов
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
  • серии картин с изображением природных сообществ
  • книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы
  • простейшие приборы
  • коллекции
  • мини-музей (тематика различна, например, «Часы»)
  • материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина"

-природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

  • бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др.

-сито, воронки

-половинки мыльниц, формы для льда

-увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа

-Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»

-Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта

-Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

Пособия и приборы для определения:

веса: разнообразные весы, набор гирь

протяженности: метр, линейки, условные мерки

объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.

времени: песочные часы, секундомер

количества: разнообразные счеты

направления: компас.

Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы

Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча

Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Уточнение плана исследования.
  3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
  4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  5. Организация исследования.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

  1. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  2. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
  3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
  4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
  5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
  6. Экспериментальные игры.
  7. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
  8. Наблюдение природных явлений.
  9. Использование энциклопедий.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
  • События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность ( «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

-Анкетирование родителей

-Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

-Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

-Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

-Открытые мероприятия для родителей.

-Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

-Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

-Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

-Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год