Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений
Познание
Автор: Загайнова Татьяна   
07.06.2015 10:15

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представленийРазвитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений

Т.Г. Загайнова Воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад № 65 «Незабудка» г. Йошкар-Олы

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир,
чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое,
чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам
мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду
заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос
мудрым мыслителем и исследователем…»
В. А. Сухомлинский.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?). Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География», которая интегрирует практически все науки вместе.

География сопровождает каждого человека с момента его рождения. Ведь человек рождается в определенной стране, в каком-то городе, живет на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога своего дома, и начинается география. Первые вопросы ребенка относятся к миру, в котором он живет, к Земле. Ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты, которые окружают его дома, в группе детского сада, на улице. Ребенок в младшем возрасте познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. В более старшем возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!».

 

Задача педагога – на отдельных темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, расширять кругозор детей, формировать географические представления и создать для этого условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже усвоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

Для этого необходимо занятия строить не в форме «урока», а форме партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Отобрав доступное содержание и методы, учитывая общие задачи развития, я составила перспективные планы по ознакомлению дошкольников с пространством мира «Путешествие по карте», по ознакомлению с временными отношениями (представления об историческом времени) «Путешествие по «реке времени» и организовала кружок «Юный исследователь» — освоение причинно-следственных связей и отношений. Разрабатывая планы я не преследовала цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» — символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия), а также целостные образы истории через «метки» — символы материальной цивилизации.

Начинать работу с дошкольниками необходимо с формирования у них пространственных представлений, развития умения моделировать, читать схемы. Такая работа возможна уже со II младшей группы, где исходной программной задачей является — научить малыша ориентироваться «на себе» и «от себя». Умение ориентироваться «на себе» — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Проведя диагностику в начале года и получив низкий уровень развития, я пришла к выводу, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных представлений. Во время умывания или одевания я, разговаривая с детьми, называла части тела и лица: «Вымой нос, подбородок, протри полотенцем лоб, щечки», «Надень на голову платок», «Завяжи на шею шарфик» и т.д. Важно в такие моменты самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица. С этой целью организовывала дидактические игры «Купание куклы», «Оденем куклу на прогулку». Рассматривая с детьми игрушки, активно действуя с ними, я фиксировали их внимание на характерных деталях предмета (у машины спереди – кабина, кузов – сзади, внизу – колеса, передние и задние). Складывая изображение из кубиков и разрезных картинок, дети учились самостоятельно воссоздавать целое из частей, т.е. усваивали пространственные параметры объекта (вверху – внизу, спереди – сзади, с одной стороны – сбоку и с другой). Отличить правую и левую сторону объекта дети II младшей группы еще не могут. Это процесс сложный и длительный. В младшем дошкольном возрасте лишь частично усваивается понимание пространственной характеристики предмета (вперед-назад, вверх-вниз, направо — налево). В этом помогут игровые упражнения, такие как: «Куда показывает флажок?», «Куда покатился Колобок?», «Как пройти к зайке?» и т.д.

Выполняя такие игровые задания с помощью флажков, мячей, шаров у детей формируется первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраивается восприятие самого пространства.

В средней группе дети должны ориентироваться в пространстве от себя, элементарно представлять пространственную размещенность предметов «по отношению к себе». Эту задачу я реализовывала на занятиях по ФЭМП с помощью дидактических игр «Что изменилось?», «Где стоит матрешка?», «Что находится справа от мишки?», «Кто стоит слева от зайца?» и т.д.

Более сложная работа – учить детей моделировать действительность. Но и это доступно старшим дошкольникам. Во время прогулок и экскурсий я обращала внимание на то, что предметы, удаленные от нас на большое расстояние, кажутся нам маленькими. Например, самолет, летящий высоко в небе, кажется почти игрушечным. Маленькими кажутся птицы, парящие в небе, и любой предмет, который находится далеко. В процессе опытов и экспериментов, дети убеждались в существовании такого явления. На занятиях по рисованию с натуры дети рисовали предметы, которые видели перед собой. Они понимали, что эти предметы крупнее тех, которые они изображают. На занятиях по конструированию мы делали из бумаги дома, мебель, но тоже не в натуральную величину. Я обращала внимание ребят на это явление и говорила, что мы сделали модель дома, предмета и т.д. Параллельно изготовила вместе с детьми игру «Кукла Катя купила мебель», «У мишки новоселье».

Следующее направление в работе – умение «читать» и составлять схемы. На первом этапе я предложила детям нарисовать на бумаге нашу группу. Получился рисунок: стол похож на стол, шкаф – на шкаф. После знакомства с игрой «Кукла Катя купила мебель» дети поняли, что мебель можно не прорисовывать, а обозначать ее условно: прямоугольник – это шкаф, кроватка; квадрат – стол, стул. Важно здесь соблюсти пропорции и расположение предметов относительно друг друга. Для облегчения работы я составила план группы и участка детского сада. С помощью планов хорошо проводить игры в поисках клада «Найди ведерко», «Секреты», «Куда спрятался Мишка?». Такие игры развивают у детей пространственное представление, образное мышление, воображение.

Более высокий уровень развития детей 5-6 лет позволяет уделить больше времени развивающим занятиям. На которых решаются такие же задачи, что и в младшей группе: развитие представлений об окружающем мире и о себе, освоение различных форм приобретение опыта, развитие познавательной активности и творческих способностей.

Для занятий по ознакомлению с окружающим в качестве постоянного материала имеется глобус и физическая карта мира. В группе оборудован «Уголок путешественника», где помещена информация о разных странах, игрушки, видео-аудиокассеты, альбомы, макеты природных ландшафтов: «Пустыня», «Север», «Лес», «Озеро», «Луг», «Болото» и т.д. По ознакомлению детей с различиями и сходством живущих на Земле людей, помогают куклы разной расовой принадлежности. При работе с ними важно понять, зачем мы говорим детям о различиях между людьми, да затем, чтобы сформировать у них интерес и уважение ко всем людям, умение ценить другого за его самобытность и неповторимость. Различия между людьми обогащают нас, дают возможность узнать другую, не менее интересную, чем своя, культуру, особенности быта, обычаи. Неоценимую помощь в этом оказывает альбом «Все мы разные…», где помещены фотографии людей разных принадлежностей (культура, быт, внешние признаки). При рассматривании альбома задания могут быть разные, но задача преследуется одна — обратить внимание детей на главные различия между людьми (цвет кожи, волос, разрез глаз). После такой предварительной работы можно приступать к обобщающим беседам о том, что на Земле живут люди разных рас, есть раса черная, белая, желтая. При работе с картой необходимо акцентировать внимание на то что, людей черной расы больше в жаркой Африке, а белой – в более холодных странах, где солнышко не так сильно греет. Важно формировать у детей представление о том, что люди плохие и хорошие, умные и не очень, трудолюбивые и лентяи могут быть представителями любой расы. Повышают интерес детей к географическим представлениям игровые моменты, дидактические игры «Географическое лото», «Угадай, где я живу», «Рассели животных», «Небо. Земля. Вода» и т.д., наглядный материал, стихи, загадки, знакомство с топографическими знаками.

Необходимо постоянно обновлять книжный уголок познавательной литературой (энциклопедии, журналы, буклеты). Можно составить картотеку подвижных игр народов разных стран. Играя в такие игры, дети знакомятся не только с обычаями и культурой другого народа, но и пополняют словарный запас географическими терминами.

Стремление детей познакомиться с окружающим миром безгранично. В детском саду оно постоянно поддерживается нами, педагогами. В семье же родители иногда не хотят заниматься своими малышами или просто не знают, как это делать. Чтобы компенсировать этот пробел, необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс. Проводить с ними консультации на темы: «География для малышей», «Не сходить ли в зоопарк?», «География в кастрюле» и т.д. Познавательную литературу, буклеты, развивающие журналы, детские работы по данной теме можно разместить на информационном стенде «География для малышей – это миф или реальность?». На родительском собрании познакомить с объемом знаний в области географии. Таким образом, вовлечение родителей в обучающий процесс, имеет колоссальный успех, так как родители видят возросший уровень познания окружающего мира детьми, то есть конкретный результат.

Работая в данном направлении, мне удалось реализовать поставленные образовательные задачи. Дети стали проявлять познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.

Список литературы

  1. Мелихова Г. И. География и ты: Твои первые путешествия и открытия: Для ст. дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1998. – 80 с.
  2. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – 2-е издание. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 128 с.
  3. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с.
  4. Селищев Е. Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.
  5. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986 — № 1
  6. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М., ЦГЛ, 2005. – 128 с.
  7. Гризик Т. И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
  8. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2004. – 144 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год