Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развивающая программа «Ребенок в окружающем мире»
Познание
Автор: Людмила Сумина   
21.02.2015 10:55

Развивающая программа «Ребенок в окружающем мире» Развивающая программа «Ребенок в окружающем мире»

Пояснительная записка.

Программа «Ребенок в окружающем мире» - одна из пакета прикладных к общей Программе развития учреждения.

Программа «Ребенок в окружающем мире» - программа развития ребенка-дошкольника в процессе активного освоения им окружающего мира, учитывающая свойственные этому возрасту естественные склонности, стремления, потребности. Основная идея программы – использование социально-педагогического потенциала окружающей ребенка среды, взаимодействия с ней ребенка в обогащении его жизненного опыта – основы развития личности.

Скачать конспект

В условиях детского образовательного учреждения реализация программы возможна при обеспечении его «открытости» в окружающий мир. Учреждение, являясь средой жизнедеятельности ребенка, функционирует как часть природной, социальной и культурной среды, близкой ребенку. Таким образом, педагогический процесс органично взаимосвязан с процессом освоения ребенком окружающего мира.

Детский дом мы рассматриваем как одну из возможных моделей «открытой школы!, особую педагогическую систему индивидуального развития ребенка-дошкольника.

В основу содержания программы положен курс «Взаимодействие с окружающим миром», в котором обозначены объекты окружающей среды (природной и социальной), некоторые социальные роли для освоения ребенком данного возраста, а также умения, навыки взаимодействия с окружающим миром, примерный круг знаний, необходимых ребенку для взаимодействия со средой.

Программа носит комплексный характер. Основным средством реализации целей и задач служит комплексный цикл жизнедеятельности ребенка. Освоение окружающего мира происходит в течение цикла не только путем непосредственного взаимодействия с объектами окружающей природной и социальной среды, но и в различных видах творческой деятельности дошкольника, отвечающей специфике возраста. Программой предусмотрены многообразные виды и направления деятельности, связанные с приобщением дошкольника к музыке, изобразительному искусству, развитием речи, физической, экологической культуре; развивающие игры, экскурсии, практические занятия. В программе каждого вида деятельности определен круг специальных знаний, умений, навыков, осваиваемых ребенком.

Комплексный характер программы связан с подходом к решению общих «возрастных» задач воспитания, образования, развития, оздоровления ребенка, а также частных задач, учитывающих специфики содержания занятий (музыкальных, спортивно-оздоровительных, развития речи и других).

 

Цели, задачи, средства реализации программы.

 

Развитие личности – процесс и результат образования, воспитания, саморазвития. Это сложный процесс выявления и развития «природных» задатков, способностей, индивидуальности ребенка, формирования сущностных качеств – характеристик личности.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Человеческая личность целостна – взаимосвязано и взаимозависимо ее психическое, физическое и общее развитие. Психическое и физическое здоровье, психологическое равновесие, комфорт – условия развития эмоционально-чувственной, интеллектуальной сферы личности, ее нравственных, эстетических и других качеств.

Педагогическое воздействие на процесс развития личности связывается с обучением и воспитанием как целенаправленными процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника. Протекающими традиционно в детском образовательном учреждении.

Расширение педагогического влияния на процесс развития личности мы связываем с «педагогизацией» процесса освоения индивидом окружающего мира: использование педагогического потенциала окружающей среды и деятельности человека по ее преобразованию, формированием собственного опыта человека по взаимодействию с окружающим миром, обеспечением «педагогического сопровождения» ребенка в процессе освоения им окружающей среды. Педагогизацию процесса освоения окружающего мира ребенком возможно осуществить в условиях определенной педагогической системы, которая характеризуется:

  • актуализацией субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе;
  • целенаправленным формированием «жизненного опыта» ребенка, организацией его разнообразной деятельности в окружающей среде;
  • сочетанием «прямого» воздействия педагога на воспитанника и «опосредованного» - через организацию «воспитывающей» среды2 и опыта взаимодействия ребенка со средой;
  • непрерывностью педагогического процесса;
  • целостным подходом к личности, организацией педагогического процесса с учетом психологических и физиологических особенностей, состояния ребенка, решением задач оздоровления ребенка, обеспечением его психологического комфорта как благоприятного фона его общего развития;
  • учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, его интересов, потребностей;
  • максимальной приближенностью педагогического процесса к «естественной» для ребенка среде его жизнедеятельности; внесением педагогических элементов в детскую среду, процесс жизнедеятельности ребенка;
  • комплексным подходом к решению педагогических задач.

 

Цель программы – развитие личности ребенка-дошкольника.

 

Задачи:

  1. Интеллектуальное развитие ребенка. Закрепление и пополнение знаний в процессе освоения окружающего мира, актуализация знаний как необходимой базы взаимодействия с окружающим миром.
  2. Формирование нравственных качеств, развитие эмоционально чувственной сферы личности, эстетического отношения к окружающему.
  3. Развитие способностей ребенка к адаптации в различных природных и социальных средах, экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром.
  4. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, развитие творческих индивидуальных способностей.
  5. Оздоровление и физическое развитие ребенка.

 

Примерное содержание образовательно-воспитательной деятельности.

 

Развитие потребности и опыта творческого освоения окружающего мира, эстетического отношения к окружающему: умение видеть красоту вокруг себя, испытывать чувства удивления и радости с прекрасным, желанием выразить свои чувства, эмоции в словах, песне, рисунке, других видах творческой деятельности.

Формирование представлений детей о взаимосвязи явлений окружающего мира, о доступной для взаимодействия природной и окружающей среды (родного края, малой и большой Родины, планеты).

Работа по формированию у детей опыта, навыков наблюдения за явлениями окружающего мира, изменениями в природе при смене времени года (признаки наступления каждого времени года и завершения его, «ранняя» весна, «поздняя» осень и т.д. в природе и городе); изменениями в окружающей среде в результате деятельности человека ( садоводство, огородничество, культурные насаждения, строительство зданий).

Обучение детей ориентированию во времени (месяц, дни недели, определение времени суток по часам; использование понятий «вчера», «сегодня», «завтра»); в пространстве (в комнате, помещения детского дома, дворе, на улице, в микрорайоне, в ближайшем городском саду, в незнакомой среде).

Развитие знаний и умений рассказать о своем местонахождении, изобразить графически путь и определить его на рисунке (плане).

Расширение сферы взаимодействия ребенка с «природной средой» детского учреждения (знание детей о предметах, их назначении, умение определять основные признаки предметов, классифицировать их, сравнивать, группировать; умение подобрать необходимые предметы для определенного вида деятельности; навыки обращения с бытовыми и учебными предметами).

Формирование опыта поведения, соответствующего функциональному назначению помещения.

Расширение практики взаимодействия с окружающей природной средой: развитие потребности общения с растительным и животным миром; умений и навыков наблюдения в природе; опыта выращивания растений и ухода за ними с помощью взрослых ( комнатные и садовые цветы, садово-огородные культуры; выращивание растений из семян, рассады); ухода за домашними животными, птицами, рыбками; участие в труде взрослых по уходу за зелеными насаждениями на территории детского дома, микрорайона, ближайшего сада.

Расширение представлений о ближайшем социальном окружении: «двор», «улица», «микрорайон», «город», виды построек.

Формирование опыта правильного поведения и выполнения простейших операций в магазине, на почте, в библиотеке, в учреждениях культуры, общественных местах.

Ознакомление детей с правилами дорожного движения, обучение правильному поведению на улице, в различных видах общественного транспорта.

Расширение опыта взаимодействия с различными социальными группами людей (сверстники, школьники, педагоги, сотрудники учреждений, незнакомые люди); воспитание культуры общения.

Формирование потребности и опыта творческого освоения окружающего мира, эстетического отношения к нему, умения и навыков выражения своих мыслей, чувств, эмоций от общения с окружающим миром в различных видах творческой деятельности.

 

Примерный круг знаний, умений, навыков.

 

К концу первого года обучения и воспитания дети приобретают комплекс взаимосвязанных знаний, представлений, умений, определенный новый опыт.

Знания, представления:

  • о разнообразии явлений окружающего мира, о доступной для взаимодействия среде, ее изменениях при смене времен года в природе и городе;
  • о значении и последовательности понятий «утро», «день», «вечер», «ночь», «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • об ориентировании в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево, впереди меня, позади меня, слева от меня, справа от меня; в помещении: дверь, окно, пол, потолок, стены и другие;
  • об окружающих предметах, их существенных признаках, назначении (цвет, форма, величина, материал, бытовые предметы и учебные принадлежности), о соответствии находящихся в помещении предметов их функциональному назначению;
  • об окружающем животном и растительном мире: комнатных, садовых растениях, культурных насаждениях и естественных зеленых массивах, основных видах зеленых насаждений; о домашних и диких животных, условиях их обитания;
  • о труде взрослых по уходу за растениями и животными ближайшей природной зоны;
  • о ближайшем социальном окружении: (почта, аптека, «двор», «улица», игровая и спортивные площадки и т.д.);
  • о правилах дорожного движения;
  • о принятых в обществе нормах поведения общения;
  • 0 себе как части природной ми социальной среды ( я общаюсь с природой могу помочь растениям и животным, я – член группы, детского коллектива, житель города, страны, планеты; я могу помогать окружающим людям);
  • о видах творческой деятельности и о возможности выражения своих чувств, эмоций в словах, песне, рисунке, музыке, танце.

Умения:

  • наблюдать за явлениями окружающего мира, обозначать словами наблюдаемые явления, изменения в окружающей среде при смене времени года;
  • определять время суток; пользоваться понятиями «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • ориентироваться в пространстве комнаты; в помещениях детского учреждения; на его территории, назвать свой адрес;
  • определить цвет, форму, величину предмета, материал, из которого он изготовлен (дерево, металл, ткань, бумага);
  • определять назначение помещения по находящимся в нем предметам (игровая, спальня, учебный класс, столовая и др.);
  • «общаться» с окружающими животными и растениями (разговаривать, сочувствовать и заботиться, наблюдать, играть);
  • ухаживать за растениями и животными: поливать растения в комнате и на улице, кормить птиц, рыбок в «живом уголке» детского учреждения, развешивать кормушки в саду, помогать взрослым в труде по выращиванию растений, уходу за растениями и животными;
  • различать природную и социальную среду, элементы ее: называть виды зеленых насаждений (комнатных, садовых, культурных и естественных), домашних и диких животных; определять виды построек: жилые дома, учреждения: детский дом, детский сад, школа, магазин, почта, аптека и др.; различать двор и улицу, игровую и спортивную площадки;
  • определить место и сигнал светофора, разрешающий переходить улицу; показать остановку общественного транспорта;
  • выполнять элементарные нормы поведения в детском доме, в общественных местах, пользоваться правилами вежливого общения со сверстниками, взрослыми.

Приобретают опыт:

  • наблюдения за различными явлениями окружающего мира, бесед со взрослыми о наблюдаемых явлениях и изменениях в окружающей среде при смене времен года;
  • определения времени суток, дней недели;
  • ориентирования в пространстве (под руководством взрослого);
  • обращения с простейшими бытовыми приборами, учебными принадлежностями, игрушками);
  • «общения» с окружающими животным и растительным миром;
  • путешествий по ближайшей природной и социальной среде, наблюдения за явлениями, предметами;
  • соблюдения правил дорожного движения в совместных путешествиях со взрослыми;
  • общения со сверстниками, взрослыми.

 

Итоги второго и третьего года.

 

Дети получают представления:

  • о взаимосвязи природы, социальной среды и человека;
  • о доступном взаимодействии с окружающей средой и природной (дом, улица, город);
  • об изменениях в окружающей среде при смене времен года 9 признаки наступления каждого времени года в городе); изменениях в окружающей природной и социальной среде в результате деятельности человека; о значении понятий «месяц», «неделя», «дни недели»;
  • о графическом изображении местности, плана помещения, территории; понятиях, связанных с ориентированием на листе бумаги: «вверх-вниз», «право-лево», «от-до», «над-под» и другие;
  • о способах ориентирования в природной и социальной среде;
  • об основных признаках окружающих предметов (общих и частных); классификации предметов по их признакам; назначении основных бытовых предметов, используемых в общеобразовательной школе, учебных принадлежностей; о предметах, характеризующих функциональное назначение помещений;
  • об окружающем животном и растительном мире: признаках культурных насаждений и естественных зеленых массивов;
  • об особенностях обитания диких животных, условиях содержания домашних животных, об изменениях в растительном и животном мире при смене времен года и при росте, развитии растений и животных;
  • о труде взрослых по уходу за культурными насаждениями, за домашними животными в сельской местности и по охране животных (создании заповедных зон, изготовление кормушек для птиц и животных);
  • о положительном и отрицательном влиянии деятельности человека на природу, влиянии окружающей среды на здоровье человека;
  • о ближайшем социальном окружении, значении понятий «двор», «улица», «микрорайон», «город», видах построек, их основных признаках; о видах транспорта;
  • о правилах дорожного движения: сигналах светофора, правилах перехода улицы, пользования общественным транспортом;
  • о нормах поведения в учреждениях культуры, общественных местах (на улице, в магазине и т.д.);
  • о культуре общения, нормах взаимодействия с близкими и незнакомыми людьми, сверстниками и взрослыми;
  • о себе как части природной и социальной среды, своей «социальной роли», обязанностях по отношению к окружающим людям, природе;
  • о видах творческой деятельности, возможностях выражения своих мыслей, чувств, эмоций от взаимодействия с окружающими при помощи художественного слова, музыки, изобразительного искусства, танца.

 

Умеют:

  • наблюдать за явлениями окружающего мира, рассказывать о наблюдаемых явлениях, изменениях в окружающей среде при смене времен года и в результате деятельности человека;
  • определять время по часам (час, полчаса, утро, день, вечер, ночь), пользоваться понятиями «месяц», «неделя», «год»;
  • найти на рисунке-плане местности свое местонахождение, нарисовать, используя элементарные условные обозначения, пройденный путь по микрорайону и ближайшей природной зоне; пользоваться понятиями, связанными с ориентированием на листе бумаги;
  • ориентироваться в природной и социальной среде по окружающим предметам, строениям, растительности; найти обозначения названия улицы номер дома название остановки общественного транспорта; назвать ориентиры своего местонахождения;
  • различать основные признаки предметов, классифицировать предметы по их признакам, сравнивать, группировать; подбирать необходимые предметы для определенного вида деятельности (бытового труда, учебного, вида творческой деятельности);
  • определять функциональное назначение помещений по находящимся в нем предметам (детского дома, магазина, почты, поликлиники, аптеки, музея, библиотеки. Кинотеатра, цирка и др.);
  • ухаживать за растениями и животными: посадить растение, посеять семена, поливать растения в группе и на улице; ухаживать за животными и птицами в «живом уголке» детского дома, изготавливать простейшие виды кормушек для птиц;
  • различать природную и социальную среду, определять положительное и отрицательное воздействие человека на природу (очистка и загрязнение среды человеком);
  • определять вид постройки, транспорта, назвать их основные признаки, пользоваться понятиями «двор», «улица», «микрорайон», «город»,;
  • выражать свои мысли, чувства, эмоции в творческой деятельности.

 

Приобретают опыт:

  • наблюдения за различными явлениями окружающего мира, за изменениями в окружающей природной и социальной среде при смене времен года и в результате деятельности человека;
  • определения времени по часам, использования понятий «месяц», «неделя», «день недели», (последовательного перечисления времени года, месяцев, дней недели);
  • самостоятельного ориентирования в пространстве: в помещениях детского дома и на его территории, под руководством взрослых; в ближайшей природной зоне и социальной среде ( на улице, во дворе); в ближайшем саду, в городе;
  • использования в экскурсиях со взрослыми плана (рисунка) местности, определения своего местонахождения по схеме и самостоятельного изображения пройденного пути с использованием элементарных условных обозначений;
  • взаимодействия с «предметной средой» детского учреждения – простейшими бытовыми предметами, учебными принадлежностями, подбора необходимых предметов для определенного вида деятельности; подбора необходимых предметов для определенного вида деятельности;
  • «общения» с животным и растительным миром ближайшей природной зоны; самостоятельного труда по уходу за растениями и животными;
  • выполнения простейших операций в учреждениях социального назначения: в магазине, на почте, в библиотеке;
  • пользования различными видами общественного транспорта;
  • совместных со взрослыми путешествий, экскурсий по ближайшей природной среде;
  • соблюдения правил дорожного движения в совместных со взрослыми экскурсиях по микрорайону, городу;
  • выполнение правил поведения в детском доме, общественных местах; общения со сверстниками, педагогами, сотрудниками учреждений социального назначения, соблюдения норм, правил вежливого тона;
  • различных видов творческой деятельности, выражения своих мыслей, чувств, эмоций в художественном слове, музыке, танце, рисунке, сценических образах.

 

Методика организации деятельности.

Цикл жизнедеятельности ребенка рассматривается нами как основное комплексное средство реализации программы. Он представляет собой определенным образом организованный, ограниченный во времени период жизнедеятельности ребенка, протекающий во взаимодействии педагогов в организованной «воспитывающей» среде. (1-3 месяца).

Цикл имеет «стержневое дело», вокруг которого строится вся программа творческой деятельности детей на данном временном отрезке. В программе «Ребенок и окружающий мир» таким «стержневым делом» является соответствующий курсу «Взаимодействие с окружающим миром» «выход» в окружающую среду, взаимодействие с объектом окружающего мира.

Цикл включает в себя три основные этапа: подготовка к освоению, взаимодействию с тем или иным объектом природы, среды, непосредственное взаимодействие и подведение итогов.

Цикл фиксирует определенную «ступень» развития ребенка; предполагает максимальную приближенность к «естественному» поведению ребенка, его потребностям, интересам. Во время цикла ребенку предоставляется широкий спектр видов творческой деятельности, возможности самовыражения в них (система «знатоков», ролевых позиций). Обеспечиваются «режимные моменты», соответствующие физиологическим, психологическим особенностям детей данного возраста, индивидуальным особенностям, психологический комфорт ребенка, положительный стиль взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми; осуществляется смена видов деятельности, сочетается «коллективная» и «индивидуальная» работа, «коллективное» и «индивидуальное» взаимодействие детей с окружающим миром. Осуществляется комплекс оздоровительных мер, обеспечивающий здоровый образ жизни.

В реализации программы цикла участвуют представители различных социальных групп (педагоги, представители общественности, учреждений, учащиеся общеобразовательных школ, училищ и др)

Программой предусмотрена взаимосвязь различных по времени циклов. «Ежедневный» цикл – с 9.00 до 19.00; «Недельный» - 5 дней недели (понедельник-пятница). «Перспективный цикл» включает «ежедневные», «недельные» и ориентирован на реализацию общей программы, «Циклы по временам года» - тематические циклы (по три месяца) составляются по «недельным» циклам и включают в себя отчетные программы по каждому времени года, методику наблюдений в природе, праздники и традиции социального окружения. Учитывается возрастная потребность в развитии познавательной и двигательной активности при освоении детьми каждого цикла.

В течение цикла ребенку предоставляется весь спектр видов деятельности, предусмотренных учебным планом, фиксируется новый этап развития ребенка.

Начало цикла – введение ребенка в новую тему, актуализация имеющихся знаний, умений, навыков, опыта взаимодействия с окружающим миром.

Планирование подготовительной работы; осуществление «стержневого дела» и «последействие» - творческая переработка пройденного этапа взаимодействия с окружающим миром – основное содержание цикла. Завершение – итоговый праздник-отчет с участием общественности.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год