Выпускник детского сада — исследователь, экспериментатор |
Познание | |||
Автор: Миронова Елена Евгеньевна | |||
15.10.2016 20:50 | |||
Выпускник детского сада — исследователь, экспериментатор В статье описано значение познавательно-исследовательской деятельности в процессе становления дошкольника. Даны подробные рекомендации по созданию центра экспериментирования в старших группах ДОУ. Старший воспитатель МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» Миронова Е.Е. Воспитатель МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» Исакова Т.В. Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС ДО, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. С первого класса ребёнок погружается в поисково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему неизвестно, это ново для него, он способен замкнуться. Но, занимаясь в детском саду, играя, ребёнок знакомится с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным. Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность. В реализации данной цели помогают следующие задачи:
Работу строим по трём взаимосвязанным направлениям:
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаются следующие правила:
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником. В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование, Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь, это недостаточное оснащение развивающей предметно — пространственной среды, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность. Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. Особенно такие центры науки необходимы детям старшего дошкольного возраста. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями. В старшей группе «Подсолнушки», воспитатель Исакова Т.В., все родители откликнулись и помогли создать условия для детского экспериментирования, была организована мини-лаборатория для проведения научных опытов. Ведь у каждого дома есть и баночки, и стаканчики, и многое другое, а если нет, то мамы помогут собрать природный материал и найти необходимое оборудование, лишь бы это было на пользу детям. Лаборатория укомплектована специальными лабораторными приборами, есть коллекции из природного и бросового материала, картотека опытов, спецодежда для ученых и разнообразный материал для исследований. Что же должно быть в детской лаборатории?
В научном центре может быть выделено:
Материал, подлежащий исследованию
Экспериментировать – интересно! Наука – это здорово! Детские проекты – это поиск, опыт, знания, уверенность в своих силах! Любознательный дошкольник – успешный ученик!
|