Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
Логопедия
Автор: Аликина Тамара Ивановна   
27.12.2014 16:47

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей  подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема:  Дифференциация звуков Ф – ФЬ.Аликина Тамара Ивановна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка»
МДОУ «Детский сад «Росинка»
Учитель-логопед
Г. Надым, Тюменская область, ЯНАО
Дифференциация звуков Ф – ФЬ

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей  подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема:  Дифференциация звуков Ф – ФЬ. Скачать конспект
Коррекционно - обучающие задачи:  
    закрепить навык произношения и различения звуков Ф,ФЬ;
    упражнять в  характеристике звуков Ф, ФЬ,  соотнесении  звуков с буквой;
    выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова);
    совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом, выделять в предложении предлог;
    упражнять в подборе родственных слов.                                                           
Коррекционно - развивающие задачи:
    развивать навык  звукобуквенного анализа и синтеза;
    продолжать развивать  фонематический слух и слуховое восприятие;
    активизировать  зрительное и слуховое внимание;
    способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать),
    развивать навыки произвольности поведения.
Коррекционно - воспитательные задачи:
    развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;
    поощрять доброжелательные взаимоотношения;
    совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе,
 уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).
Оборудование: магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки (фокусник, ёж, ежонок, цилиндр, факел, букет), звуковые дорожки, мяч, силуэт дерева, 8 цветов на липкой ленте, карточки с предметными картинками и карандаши  на каждого ребенка, полоски схемы предложения, интерактивная доска.
             Ход занятия:
I.Организационный  момент.
Логопед читает четверостишие:
                  Фокусник во фрак одет,
                  Факел превратил в букет.
На интерактивной доске поочередно появляются изображение фокусника, факела,
букета.  

II. Сообщение темы.
 - Какой звук чаще других  слышится в стихотворении? (Звук Ф)
 - Сегодня мы погорим о звуках Ф, ФЬ.

III.Основная часть занятия.
1. Артикуляция звука. Характеристика звуков.
- У фокусника под цилиндром кто-то сидит.
(На интерактивной доске изображение фокусника и цилиндра. Убирается картинка «цилиндр», появляется картинка « ёж»).
- Ёж недоволен и фыркает: Ф-Ф-Ф. Давайте повторим, что сказал ёж.(Дети произносят звук Ф)
- Что при  произнесении звука делают губы, зубы? (Верхняя губа приподнимается, нижняя  
   губа соединяется с верхними зубами, воздушная струя встречает препятствие).
- Дайте характеристику звука Ф. (Звук Ф – согласный, твердый, глухой)
- У ежа есть маленький ежонок и он говорит: Фь-Фь-Фь. Как говорит маленький ежонок?   
   (Дети произносят : Фь-Фь-Фь)
 -  Дайте характеристику звука Фь. (Звук Фь– согласный, мягкий, глухой)
2. Речевая зарядка с упражнением мелкой моторики рук.
   Фа-фо-фу-фы    -  кисти рук соединены, на каждый слог пальцы рук соединяются.
   Фя-фе-фи-фю    -  пальцы рук перекрещиваются.
   Пфа-пфо-пфу-пфы - пальцы рук перекрещиваются.
   Сфа-сфо-сфу-сфы – упражнение "корзиночка".
3. Дифференциация звуков Ф-Фь.
 -  Хлопни, если услышишь звук Ф, стукни кулачками, если услышишь звук Фь.
Словарный материал: фабрика, шофёр, фикус, светофор, филин, пуфик, кофта, фен.
4. Дидактическая игра "Мы фокусники" с мячом.
а)    Измени первый звук в слове:
             пара – фара                               плот – флот
             бантик – фантик                       мишка – фишка
             вены – фены                             вата – фата
             норма – форма                         марш - фарш
Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.
б)    Замени третий звук в слове:
              Косточка – кофточка             каштан – кафтан                 букет – буфет
              Пудик – пуфик -                     каре –кафе
              Лист – лифт                            арка – арфа                  
Дети, стоя в кругу, произносят слово и предают мяч рядом стоящему ребенку.
5.  Дидактическое упражнение "Чудо-дерево". Подбор родственных слов к слову ФОТО.
- Ребята, вы будите сегодня фокусниками и поможете дереву расцвести
  Дети называют родственные слова и наклеивают цветок на дерево.
 - Как много слов вы придумали. Посмотрите, какое чудо-дерево у нас получилось.
Словарный материал: фотограф, фотокарточка, фоторужьё, фотобумага, фотоальбом, фотовыставка, фотоаппарат, фотомодель.
6.  Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
   а)    Дидактическая игра "Четвертый лишний".
На интерактивной доске изображены растения (фиалка, ромашка, колокольчик, незабудка, клевер)
 -  Посмотрите на доску. Фокусник нарисовал цветы. У вас на карточках нарисованы такие же растения. Внимательно рассмотрите их, и если найдете лишний предмет, обведите его  карандашом. (Дети выполняют задание, сидя за столами). Что это за растение? (Фиалка). Почему она лишняя? (Фиалка – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы).  Сейчас мы это проверим. (Логопед нажимает  на изображение   фиалки и оно исчезает).                       
б)     Игра "Светофор".
    Поиграем в игру Светофор». Лера будет называть  звуки по порядку в слове фиалка, а вы поднимите те сигналы светофора, которые соответствуют каждому звуку.
7. Составление схемы слова и выкладывание слова из разрезной азбуки.
 - Фокусник хотел показать фокус с буквами, но у него получилось очень странное слово:
                                                 Ф О С К У
(Буквы написаны на интерактивной доске).
   - Как вы думаете, какое слово хотел сложить фокусник?  (ФОКУС).
   На интерактивной доске появляется  слово ФОКУС. Дети читают слово и оно исчезает.
   Далее предлагается детям поделить слово на слоги. Выложить из разноцветных фишек схему
   данного слова. А затем дети выкладывают  слово ФОКУС из разрезной азбуки.
   Взаимопроверка выполнения  задания.


8. Составление распространенных предложений.
  - Давайте порадуем Фокусника и придумаем о нем красивые предложения.
Дети составляют распространенные предложения, считают количество слов в предложении, выделяют предлог.
 
IV. Заключительная часть занятия.
 Анализ деятельности детей.
 - Дети, сегодня вы стали тоже немного фокусниками и умеете  совершать различные  чудеса со звуками и буквами. Вспомните, какие чудеса вы совершали со звуками  и словами?
Дается оценка деятельности каждого ребенка на занятии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год