Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Логопедия
Автор: Трофимова Александра Викторовна   
17.05.2013 12:20

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.Трофимова Александра Викторовна
учитель-логопед МКОУ Лугавская СОШ № 19 детский сад с. Лугавское, Красноярский край, Минусинский район

Тема: звук (ч).
Цель: уточнить произношение звука (ч); совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичики, ворота для подлезания, канат.
Ход занятия
1 Организационный момент.
- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.
Колобок                     звездочет              сосулька
Барабан                      дудочка                 фанфары
Балалайка                  лилипут                 шишка
Попугай                     мультфильм          верталет

2. Артикуляционная гимнастика.
Чередование  упражнений «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор».
«Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.

3. Знакомство со звуком (ч)
Загадка:            В  поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит. (Паровоз)
- Посмотрите  в левый верхний угол  страницы. Паровоз едет, выпускает пар из-под колес: ч-ч-ч-ч.
4. Анализ артикуляции звука.
- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.
Дети анализируют произношение звука (ч) по схеме. Губы округлены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук (ч)? (Согласный, только мягкий, глухой)
- Какую фишку поднял Незнайка? Почему? Почему он не показал синюю фишку?
5. Развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимательным».
- Увидев зеленый фонарик Незнайки, паровоз остановился.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
В страну сказок я лечу.
-  Незнайка объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите  в слове звук (ч):
Вагончик               стучат                 станция
Шпалы                   мчится                страна
Прочный               колеса                 чудесная 
Рельсы                  качается              сказочная

6. Упражнение в произношении звука (ч).
- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Чу, чу-чу, чу, чу.
Ча, ча, ча-ча, ча.
Чи-чи-чи, чи-чи.
Дети воспроизводят слоговой  ряд, соблюдая ритм.
- Паровоз набирает скорость. Произнести на одном выдохе: ча-чо-чу-чи-че.
7. Выделение звука (ч) из состава слова.
- Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите картинку. Каких  персонажей сказок мы повстречали в стране сказок? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картинку. Назовите слова со звуком  (ч). Определите место звука (ч) в слове. ( Чиполлино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит; очки, печка, бочка; ключ, царевич).
Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука (ч) в слове.
8. Физминутка. Игра «Поезд».
Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колес.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
К новой сказке я лечу.
Поезд идет «по мосту» (кирпичикам), проходит через «туннель»(ворота для подлезания), движется по извилистой «дороге» (по изогнутому канату).
9. Звуковой анализ.
Загадка:           Что за чудо?
Вот так чудо:

Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.         (Черепаха)
- Повстречалась нам черепаха. Из какой она сказки? На панцире черепахи заданы слова со звуком (ч). Рассмотрите картинку. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.
10. Формирование грамматического строя речи.

а) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
- Везет наш поезд дальше. Повстречалась нам девочка. Зовут ее Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать вопросы. Посмотрите, у нее даже спинка изогнулась, как вопросительный знак.
- Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит? Что произошло на картинке справа?  Почемучка спрашивает, почему плачут дед и бабка? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.
Аналогично составляется предложение по следующей паре картинок. Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчиненного предложения с союзом «потому что». Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем перекинув мостик «потому что», дать объяснения.
- Почемучка  продолжает задавать вам вопросы: « Почему растаяла снегурочка? Почему сломался теремок? Почему лиса съела колобка?
б) «Исправь предложение»
- Незнайка тоже составил предложение со словом «потому что», но ошибся. Скажите предложение правильно.
У лисы избушка растаяла, потому что она выгнала зайца.
Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.
11. Итог занятия.
- Закончилось наше путешествие в страну сказок. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук (ч).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год