Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
Логопедия
Автор: Кулакова Елизавета Юрьевна   
23.11.2016 18:18

Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.

Дошкольный возраст имеет непреходящее значение в общем цикле развития человека. Именно этот период является значимым для формирования психологической структуры социального облика ребенка.

Основу социализации составляет овладение разными знаковыми системами. В дошкольном возрасте ребенку доступно усвоение трех видов знаков: образно-жестового, вербального, образно-графического, которые он усваивает в различных видах знаково-символической деятельности, поэтому уровень развития этих видов деятельности, характер их содержания и средств являются одними из показателей успешности вхождения ребенка в мир социальных отношений.

скачать конспект

Речь, как универсальная человеческая способность, как вербальная знаковая система, присущая только человеку, полифункциональная по своему значению. Ее своевременное становление и развитие обеспечивает полноценную социализацию человека, способствует формированию высших психических функций и зарождению способности осознавать и регулировать поведение, деятельность, эмоциональные реакции.

Ранний и дошкольный возраст являются сензитивными (наиболее чувствительными и восприимчивыми для обучения) периодами в развитии речи. Остановимся на более детальном анализе основных возрастных новообразований речи в детском возрасте.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года). На этом этапе возникают и совершенствуются основные предпосылки речи:

  • речь взрослого человека становится для ребенка предметом познания, он прислушивается к ней, улавливает ритм, к 6 месяцам начинает понимать интонацию, эмоциональную окрашенность речи. К 7-8 месяцам малыш может понимать значение отдельных слов, находить взглядом предмет, названный взрослым, к 1 году большинство детей способны выполнить простую речевую инструкцию: «Дай куклу», «Покажи у куклы глазки» и т.д.
  • самостоятельные голосовые реакции появляются у ребенка примерно в 3 месяца, первые вокализации – гуление, но они носят еще непроизвольный характер. Произвольные голосовые реакции можно наблюдать у полугодовалого ребенка. Лепет в этом возрасте становится интонированным, расширяется диапазон произносимых звуков, ребенок начинает использовать лепет для привлечения внимания к себе. У многих малышей к концу первого года жизни появляются первые лепетные слова, которые отличаются по слоговой структуре и звуконаполняемости от слов взрослого, но являются устойчивыми звукосочетаниями, называющими предмет или действие.

Полноценное общение взрослого и ребенка, постоянная вербализация действий взрослого, поощрение голосовых реакций – являются важными условиями развития речи в этом возрасте.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Во-первых, отсутствие реакции у ребенка на голос взрослого, т.е. ребенок не поворачивает голову к источнику звука, его не раздражают резкие и громкие звуки, при этом ребенок может гулить и издавать различные звуки. Во-вторых, отсутствие лепета или его угасание, трудности понимания речи взрослого и беспокойство ребенка при отсутствии визуального контакта со взрослым. Эти симптомы свидетельствуют о снижении слуха, поэтому требуют срочной консультации отоларинголога.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет). Это период бурного речевого развития, когда речь становится основным средством общения с окружающими. На втором и третьем году жизни активно пополняется словарь ребенка, в основном за счет существительных и глаголов. Ребенок оказывается способен назвать предмет и действие с ним. К концу второго года жизни возникает фразовая речь, в двухсловные фразы ребенок включает слова из активного словаря и часто комбинирует их. На третьем году жизни у малыша в речи появляются вопросы: «Что это?», «Как?», «Куда?», малыш активно познает окружающий предметный мир, названия предметов, их функции, поэтому данные вопросы являются у детей этого возраста самыми популярными. Активный словарь детей насчитывает к концу третьего года жизни от нескольких сотен до тысячи слов, в основном это существительные, называющие предметы, глаголы, обозначающие действия с ними и прилагательные, указывающие на воспринимаемые органами чувств свойства. Фонетическая сторона речи еще несовершенна в этом возрасте, поэтому дефекты звукопроизношения, звуконаполняемости слов, замены и перестановки слогов являются типичными для этого возраста и не рассматриваются специалистами как нарушения.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Отсутствие речи, использование в общении только отдельных слов, а не фраз, ситуативность понимания речи, когда содержание речи понятно ребенку только в конкретной ситуации, появление остановок и заикания. Момент зарождения и бурного накопления словаря нередко приводит к возникновению заикания, которое может проявляться в виде речевых запинок, остановок, трудностей порождения слова.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – это не только период совершенствования речи как средства общения, и этап качественно нового использования речи как средства регуляции поведения и деятельности и средства высших психических функций. Для речи дошкольника характерно совершенствование всех структурных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики.

Пополнение словаря детей происходит как за счет знакомства с новыми словами, так за счет овладения приемами словообразования, поэтому расцвет словотворчества – это возраст 4-5 лет. Помимо этого дошкольник усваивает правила согласования слов в предложении и грамматические нормы языка. Развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата способствуют овладению фонетикой родного языка. К 5 годам в речи детей не должно быть нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Активно развивается и связная речь детей. Дошкольник может рассказать сказку, перечислить события, которые он пережил и т.д. Старший дошкольный возраст является благоприятным для овладения грамотой, к этому у ребенка оказываются сформированы все предпосылки: фонематический слух, фонетический строй и т.д.

Главным функциональным новообразованием в речи становится использование речи как средства высших психических функций (мышления, памяти, воображения), что значительно изменяет психологический облик ребенка.

На какие проблемы родитель должен обратить внимание? Нарушения звукопроизношения после 5 лет, слоговой структуры слова, бедный словарный запас, трудности согласования слов в предложении.

Исходя из вышеперечисленных возрастных тенденций развития, очевидна необходимость своевременного педагогического сопровождения процесса развития речи у детей. В нашем образовательном учреждении работа по коррекции и профилактике речевых нарушений строится с учетом образовательных потребностей детей и актуальных возрастных проблем развития. Основные направления логопедического сопровождения развития речи на разных возрастных этапах отражены в таблице 1.

Возраст Основные направления педагогической деятельности

Ранний от 1 до 3 • формирование мотивации речевой деятельности;

  • накопление словаря;
  • обучение детей правильному называнию предметов, их функций, свойств.
  • разучивание стихотворений, песенок, чистоговорок и т.д.

Младший дошкольный 3-5 • совершенствование лексической стороны речи, обучение приемам словообразования,

  • знакомство с нормами орфоэпии;
  • обучение детей правилам согласования слов в предложении;
  • развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;
  • воспитание читательского интереса и любви к книге, формирование мотивации чтения.

Старший дошкольный 5-7 • развитие связной речи, обучение пересказу, составлению рассказов по картине, серии сюжетных картин и т.д.

  • обучение грамоте; развитие орфографической зоркости;
  • развитие выразительности речи и чтения;
  • и другие

Совместная комплексная работа логопеда, воспитателя, других педагогов «Школы Сотрудничества» будет способствовать полноценному развитию речи дошкольников.

Кулакова Елизавета Юрьевна. Учитель-логопед высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, автор более 20 научных статей. Имеет большой опыт работы с детьми с разными образовательными потребностями. Маршрут педагогического сопровождения развития речи дошкольников выстраивает с учетом индивидуальных потребностей ребенка. В своей работе активно использует логоритмику, как эффективный прием стимуляции речевого развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год