Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения» |
Логопедия | |||
Автор: Атаманюк Светлана | |||
18.02.2018 02:06 | |||
Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Наше счастье» ст. Тбилисская Краснодарского края учитель-логопед: С.Ю. Атаманюк ст. Тбилисская 2017г Возраст: 5-6 лет Форма занятия: итоговое фронтальное занятие. Источники: 1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007. 3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005. 4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.
Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение». В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». Пособие отражает все направления работы логопеда. Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения). В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы. Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов. Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, логопедическая игрушка – Бегемотик-Жужа, разрезные картинки (по количеству детей). Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки». Схема занятия
Ход занятия Учитель-логопед встречает детей, организует приветствие. Орг. момент Учитель-логопед: Придумано кем-то Дети: — Доброе утро! - - И каждый становится Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришёл Бегемотик -Жужа, он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений., а сначала мы вместе с Жужей проведём артикуляционную гимнастику. Жужа будет показывать, а вы повторять за ним упражнения.
Учитель-логопед: А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы. -Комнатные растения необходимо поливать… 1-… для того, чтобы они не завяли. -Листья на комнатных растениях нужно протирать… 2-… для того, чтобы они могли дышать. -Комнатным растениям нужен солнечный свет… 3-… для того, чтобы они могли хорошо расти. -Комнатные растения нужны человеку… 4-…для того чтобы украшать его дом. -А для чего ещё комнатные растения нужны человеку… 5-…для того чтобы очищать воздух. -Комнатные растения нужно удобрять… 6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми. (Жужа задаёт детям вопросы.) Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других? Ответы детей. 3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.) (Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.) Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом. Ответы детей. 1-й – У меня два кактуса и пять кактусов. 2-й- У меня две герани и пять гераней. 3-й- У меня две традесканции и пять традесканций 4-й- У меня две бегонии и пять бегоний. 5-й-У меня две фиалки и пять фиалок 6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок. Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание. 4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза) А сейчас мы с Бегемотиком -Жужей хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку. Вопросы задаёт логопед. Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б"], последний — [я]? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний — [а]? (Камнеломка.) А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками. Дети обозначают слово символами. Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных? Ответы детей. Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге… (рань), тра… (десканция). Сколько слогов в этих словах? Ответы детей. 5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением). Бегемотик приглашает вас на зарядку. Проговаривание хором с имитацией движений. Наши алые цветки Лепестки колышет. Присели, спрятались. 6. Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.) Бегемотик пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р]. Ответы детей. 1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью. 2-й-Божья коровка летает над геранью. 3-й-Божья коровка спряталась под листок герани. 4-й-Божья коровка летает вокруг герани. 5-й-Божья коровка сидит около герани. 6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью. Ребята у меня произошла неприятность, Жужа нёс в подарок маме — цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать. 7. Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.) Давайте соберем цветы, для мамы бегемотика Жужи: Дети проговаривают свои действия. -Я кладу стебелёк, ………………… 8. Итог занятия. Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, мы с Жужей хотим подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы), эти цветы исполняют желания…
|