Цель: закрепление знаний о букве М. Задачи: образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить соотносить звук и букву; развивающие – развивать фонематический и речевой слух, навык чтения слогов и слов, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; пополнять словарный запас, практически знакомя с антонимами; воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность. Материалы и оборудование: маленький клубок и большой клубок ниток; мяч; ёлочка; ёлочные игрушки; игрушки Снеговик и Снегурочка; листочки с текстом «Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда – много пчёл»; картинки с изображениями белки, зайца, лисы, медведя, волка; снежинки со слогами, пригласительные билеты на новогодний утренник Ход занятия: I. Орг. момент. ( Дети заходят в группу из приемной, встают полукругом). Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте! Исэнмесез! Воспитатель: А как еще можно поздороваться? Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! II. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее). Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. III. Беседа о времени года. – Какое сейчас время года? (Зима). – Зима какая? ( Снежная, морозная, белая, долгая, холодная, долгожданная). – Как понимаете слово «долгожданная»? – Какие пословицы о зиме вы знаете? Зима не лето, в шубу одета. Береги нос в большой мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Зима кончается, весна начинается. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь году начало, зиме середина. Мороз не велик, стоять не велит. – Ильназ, э син кыш турында нинди мэкаль белэсен? (Кыш коне кояш нуры тугэрэк булса, буран булыр). IV. Постановка учебной цели. – Ребята, какой скоро праздник? (Новый год). – Снежная королева хочет испортить наш праздник и спрятала Снегурочку. А какой же праздник без Снегурочки? Дед Мороз просит нас помочь её найти. Поможем, ребята? Он прислал нам своего помощника. Отгадайте, кто он? Во дворе катали ком Шляпа старая на нем Нос приделали и вмиг Получился … (Снеговик). – Через него Снежная королева будет передавать нам свои задания. За правильно выполненные задания Снеговик будет давать нам елочные игрушки, мы должны будем нарядить ёлочку. Когда ёлочка будет наряжена, Снегурочка расколдуется. V. Артикуляционная гимнастика. Ну что ж, отправляемся в путь. А чтобы в пути у нас не замерзли губы, давайте их разомнем. Ма – ма – ма наступила зима. Ме – ме – ме рады мы зиме. Ду – ду – ду в зимний лес иду. Та – та – та кругом красота. Сы – сы – сы мерзнут носы. VI. Игра с мячом «Назови антонимы». – А вот и первое задание Снежной королевы. Она передала вам мяч, но не простой, а волшебный. Чтобы она нас не заморозила, вам надо назвать антонимы – слова с противоположным значением. Кто ответит правильно, тот сядет на свое место. Большой, веселый, черный, умный, тепло, старый, день, мальчик, широкий, начало, длинный, добрый, бедный, мягкий, далеко, бабушка, дядя, сильный, хороший, много. VII. Повторение знаний о звуках [м’], [м] и букве М. – Молодцы, с этим заданием вы справились, Снеговик принес вам первый шарик на нашу новогоднюю ёлочку, а Снежная королева дает вам следующее задание. – Отгадайте загадку: Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз) – Какой первый звук в слове «мороз»? [м]. – Он какой? ( Согласный, твердый, звонкий). – В домике какого цвета живут твердые согласные звуки? (Синего). – Отгадайте вторую загадку. Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, верчу, Знать ничего не хочу. (Метель) – Какой первый звук в слове «метель»? [м']. – Он какой? ( Согласный, звонкий, мягкий). – В домике какого цвета он живет? (Зеленого). – А какой буквой обозначаются на письме эти звуки? (Буквой М). VIII. Гимнастика для глаз. Молодцы, и с этим заданием вы справились. Снеговик принес вам еще один шарик. А нам надо немного отдохнуть. Снежинка к носу движется, А потом обратно. На неё посмотреть Очень нам приятно. IX. Нахождение буквы М в тексте. – Пока мы с вами отдыхали, Снежная королева приготовила вам следующее задание. У вас на столах лежат листочки с текстом. Вам надо найти и обвести в нем все буквы М. Мед в лесу медведь нашел, Мало меда – много пчел. ( Один ребенок делает задание у доски маркером). X. Составление схем предложений. – Молодцы! Снеговик дал нам ещё один шарик на ёлку, а Снежная королева прислала нам следующее задание. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто живет в зимнем лесу (по ходу ответов детей вывешиваются картинки с изображениями животных). Комочек пуха, Хитрая плутовка, Длинное ухо, Рыжая головка, Прыгает ловко, Хвост пушистый – краса, Любит морковку. (Заяц) А зовут её … (Лиса)
Серовато, зубовато, Кто в дупле живёт, По полю рыщет, Да орешки все грызет? Телят, ягнят ищет. (Волк) (Белка)
Кто в лесу глухом живет Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу? (Медведь) – Составьте предложения с этими словами и начертите схемы предложений (по одному ребенку у доски). – Молодцы, и с этим заданием Снежной королевы вы справились, Снеговик дал нам ещё один шарик. XI. Пальчиковая гимнастика. – Мы много писали, давайте разомнем наши пальчики. Снежинки летали, летали, летали, А мы их поймали, поймали, поймали. Вот какой слепили ком! XII. Звуковой анализ слова. – Снежная королева видит, что вы упорно движетесь к цели, и решила усложнить вам задание. Отгадайте загадку: Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой, Двор в снегу, Белы дома, Ночью к нам пришла … (Зима) – Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. – Сколько слогов? – Назовите первый слог. – Назовите второй слог. – На какой слог падает ударение? – Произведем анализ каждого звука. – Молодцы. Вы справились с этим заданием, и Снеговик дал нам еще один шарик. XIII. Игра «Составь слова из слогов». – Снежная королева злится, что не может вас одолеть, и решила преградить вам дорогу сильной вьюгой. Она разбросала снежинки, но не простые, волшебные. На них написаны слоги. Вам надо их правильно прочитать, с некоторыми мы составим слова и определим количество слогов. Но сначала давайте покажем, как Снежная королева раздувала снежинки. Дыхательная гимнастика. Вдох через нос, выдох через вытянутые губы. МА МУ МЕ МИ ОМ ИМ МО МЫ МЯ АМ УМ ЕМ ЯМ МЭ ЫМ ЭМ XIV. Подведение итогов. – Ну что ж, со всеми заданиями Снежной королевы вы справились. Нарядили мы нашу ёлочку, спасли Снегурочку от злых чар Снежной королевы. – Понравилось вам спасать Снегурочку? – Чем занимались сегодня на занятии? – Какое задание понравилось больше всего? – Какое задание показалось трудным? – Кто сегодня занимался хорошо? – А кто думает, что он сам сегодня очень старался? – Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ!». Вы мне тоже сегодня на занятии очень понравились. А Снегурочка за её спасение дарит вам пригласительные билеты на новогодний утренник. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями. – До свидания!
МБДОУ «Детский сад № 54 «Искорка» город Набережные Челны Воспитатель:Никитина Миляуша Закиевна Декабрь 2010 год
|